Премия Рунета-2020
Барнаул
+20°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
14 мая 2024 11:12

«Все было не по инструкции, но счет шел на секунды»: пилоты об ошибках экипажа вертолета с туристами, разбившегося на Алтае

Эксперты прокомментировали выводы МАК о крушении вертолета на Алтае
От самолета остались только обломки. Фото: ГУ МЧС РФ

От самолета остались только обломки. Фото: ГУ МЧС РФ

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование прошлогодней катастрофы вертолета Ми-8 на Алтае, возившего туристов. В жуткой аварии погибли шесть человек. Четверо сгорели заживо, еще двое от жутких ожогов скончались в реанимации. Еще семеро пострадали. По итогам расследования названы просчеты пилотов — от технических ошибок до поведения на борту во время ЧС. Опытные вертолетчики прокомментировали «Комсомолке» ошибки, допущенные экипажем.

«Хотел развернуться для удобства пассажиров»

Напомним, 27 июля вертолет двигался по маршруту «Карасук – Тюнгур – Белуха – Тюнгур - Карасук». На борту находились три пилота и 13 туристов (в основном, эзотерики, прилетевшие на семинар «Врата Шамбалы»). Катастрофа случилась после экскурсии на сакральную вершину Алтая – Белуху. Там гости походили по тропам, в поисках Шамбалы, после вернулись в вертолет.

Непредсказуемая цепочка трагических событий началась во время посадки в Тюнгуре в 43-х километрах от горы. После того, как вертолет завис на расстоянии двух метров над площадкой, командир воздушного судна приступил к выполнению разворота вправо.

- Чтобы пассажиром было удобнее покинуть вертолет по направлению к своей базе, - пояснял в показаниях пилот Вячеслав Демихов.

- Возможно, если бы не было этого разворота, не было бы и дальнейших трагических событий, - предполагает опытный вертолетчик Егор Афанасьев.

По его мнению, скорее всего, при развороте поднялся пылевой вихрь, из-за этого опытный пилот, каким все знают Демихова, не заметил, что резкий порыв ветра сместил борт в сторону ЛЭП.

По итогам расследования МАК, катастрофа произошла, прежде всего, из-за просчета командира экипажа. Безопасное расстояние до препятствия сократилось до опасного. При этом сам летчик этого не заметил.

«Не обесточили»

Задев хвостовой балкой и рулевым винтом железобетонную опору ЛЭП, судно рухнуло на землю, тут же вспыхнул пожар из-за разгерметизации баков с керосином. В документе МАК говорится, что экипаж, вопреки инструкции, после крушения не обесточил вертолет.

- Да, по инструкции все обесточивается, краны перекрываются, чтобы не поступало топливо. Просто, когда начинается вращение, тряска, и за те секунды, когда все происходило, можно даже физически до этих кранов не дотянуться, - размышляет Егор Афанасьев.

Он заметил, что перекрытие кранов до конца не застраховывает от пожара при такой аварии:

- Это же техника. Если бак пробили во время вращения, искра от асфальта - и пожар. Вертолет сгорает очень быстро

Счет шел на секунды перед взрывом

Эксперты МАК считают, что экипаж не организовал эвакуацию выживших пассажиров. В документах говорится, что бортмеханик открыл левую дверь грузовой кабины, и это позволило эвакуироваться большей части туристов. При этом сначала эвакуировался сам бортмеханик, затем двое пассажиров, за ними второй пилот, командир воздушного судна и трое пассажиров. Еще четверо туристов выбрались через отверстие, которое образовалось из-за разрушения хвостовой балки.

По инструкции, после аварийной посадки экипаж должен без промедления организовать эвакуацию пассажиров. Последним воздушное судно покидает командир, который полностью отвечает за своевременную эвакуацию пассажиров и подчиненных.

- Довольно сложно здесь что-либо комментировать, - говорит Антон, еще один опытный вертолетчик. – Там же счет шел на секунды перед взрывом. Дым, загорание керосина, крики. Бортмеханик, скорей всего, помогал на выходе, командир, осматривая судно, надышался бы углекислым газом и остался бы там же. Тем более, было задымление. Ошибки, просчеты, недосмотры, которые увидели эксперты, конечно, были, но, возможно, пилоты сделали даже больше, чем могли.

Кстати комиссия МАК так же полагает, что действия экипажа обусловлены быстрым распространением пожара.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Удар, взрыв, шесть смертей. Кто виноват в трагедии с крушением вертолета МИ-8 на Алтае в июле 2023 года

Обнародованы итоги расследования вертолетной аварии на Алтае летом 2023 года (подробнее)

Попал в пылевой вихрь и не справился: почему сгоревший на Алтае вертолет в последнюю минуту задел хвостом столб

Опытный бортмеханик назвал ошибку пилотов вероятной причиной крушения вертолета на Алтае (подробнее)

«Еще одна женщина, увы, уходит»: фельдшер скорой о состоянии пострадавшей в крушении вертолета МИ-8 в Республике Алтай

Медики рассказали о состоянии пострадавшей в крушении вертолета МИ-8 на Алтае (подробнее)