Роль Владимира Нелькина может принести алтайскому актеру победу в премии. Фото: Кирилл Ботаев
25-летний артист Алтайского театра драмы Артем Казаков вошел в число претендентов на национальную премию «Звезда Театрала-2023». До конца ноября из тройки лидеров выберут победителя, который получит почетное звание и памятную статуэтку. В интервью «Комсомолке» молодой актер рассказал о том, почему ему интересен булгаковский кот, о переживаниях за кулисами, театральной мистике, жизненных парадоксах и какой сон заставляет его просыпаться в холодном поту.
- Артем, поздравляем и держим пальцы крестиком за твою победу, скажи, ты ожидал, что будешь претендовать на заветную статуэтку национальной премии?
- Нет, когда приходят такие новости ошеломляющие, всегда входишь в ступор и спрашиваешь себя - за что, как?
- На сайте театра Драмы рассказывается, что Артем Казаков в труппе с 2020 года и занят в пятнадцати спектаклях, расскажи, как ты стал актером?
- Еще в школе я играл в детской театральной студии, с седьмого класса был актером народного театра «Экспресс», а после Института Культуры сразу пришел в Алтайский краевой театр драмы. Приглашая, меня спросили: «Хочешь работать?». «Да, безумно хочу!», -обрадовался я, и вот уже три года я кайфую.
Спектакль «Облако-рай», Артем Казаков в роли Коли. Фото: Кирилл Ботаев
- Твои родители артисты?
- Нет. У мамы - ИП, отец всю жизнь шофером работает, с машинами на «ты», и вот…в семье не без артиста.
- Как родители отнеслись к твоему выбору?
- Понимающе и даже с трепетом.
- Бывало такое, что тебе трудно сыграть какую-то роль, потому что не хватает жизненного опыта?
- Да, тогда режиссер помогает, коллеги. К примеру, мы с сокурсниками еще когда учились, были приглашены в спектакль «Разыгрались же кони в поле». Я столкнулся с ролью молодого работника военной прокуратуры, в этой профессии мне было ничего непонятно. Спасало то, что герой молод, я пытался до него в плечах дорасти. Вот мол, я какой, уже уполномоченный. В этом же спектакле - другой рассказ, где я играю шебутного парня, в котором взыграла ярость, он по всему городу разыскивает Игорька, от которого родила его сестра и пытается поставить все на круги своя. У меня такой ситуации в жизни не было, я еще за кулисами начинаю в себе распалять страсти своего героя.
Cпектакль «Дело Кречинского», Артем Казаков и Эдуард Тимошенко. Фото: Кирилл Ботаев
- А если бы в твоей жизни такое случилось?
- Я бы вел себя более рассудительно, наверное, сначала бы с сестрой поговорил. Я человек рациональный.
- Назови еще три прилагательных о себе сходу
- Трудно так быстро. Давайте так: стеснительный, преданный, любящий.
- Во время репетиций бывают ссоры?
- У нас теплый очень коллектив. Не было, чтобы кто-то дверьми хлопал, я не встречал такого. Хотя, как и в любом деле, есть, конечно, и свои сложности.
- Что для тебя самое сложное в театре?
- Бывает такой зал во время спектакля, что в моменте, где все обычно смеются - никакой реакции. Артист думает, может, я не доигрываю, и начинает темпераментом добирать, но когда зал так и остается тяжелым, это жесть… И в первую очередь себя винишь, конечно. Значит ты – дурак. Еще бывает сложно, когда и ты играешь роль, с которой не совсем согласен. Порой во время работы над спектаклем возникают не состыковки в трактовках. Один говорит : «Здесь про любовь», другой: «Нет, здесь про предательство»…
Спектакль «Антигона». Фото: Кирилл Ботаев
- А тебя предавали?
- Нет
- А любили?
- И сейчас любят. Я очень ценю отношения с любимой девушкой
-Твоя подруга больше очарованный зритель или критик?
- И то, и другое, и третье. После сдачи спектакля «Облако-Рай» выхожу и спрашиваю у нее: «Ну как?» - и пауза… «Не молчи, пожалуйста, говори», - взмолился я. Она в ответ: «Вообще хорошо». И я выдохнул. Мне очень важен отклик от любимого человека.
- А поклонницы тебе пишут в соцсетях?
- Люди просто пишут отзывы, благодарят за спектакль. Это приятно, но мне кажется, это немножко расслабляет актерскую природу.
Спектакль «Интуиция». Фото: Кирилл Ботаев
- В спектакле «Облако-рай» у тебя главная роль неприкаянного Кольки, который сначала изнемогает от лени и от которого отмахивались как от мухи, и вдруг в один момент случайно брошенная шутка переворачивает его жизнь. Что для тебя значит этот спектакль?
- Через него я еще больше понял, насколько парадоксальна жизнь. Два года назад начал обращать внимание, как складывается судьба, как меняются люди. Казалось бы, разобрался, думая о порядке вещей, а потом приходится сильно удивляться неожиданными поворотам…
- Главного героя, пошутившего про поездку, как из болота выталкивают в путешествие, а у тебя самого не было желание покинуть Барнаул?
- Говорят, в соседнем дворе трава зеленее, я люблю этот город, мне комфортно здесь жить.
- А если позовут в другой театр, в другой город?
- Это сложный вопрос. Артист, как мне кажется, должен быть насмотренным и набирать багаж никогда не поздно. В принципе актерская профессия ездовая. Есть два пути: проработать в одном театре и набрать опыт. А можно кататься по разным театрам, иметь разные знакомства, разные роли. Это же тоже интересно, как тебя воспримут в другом театре, как на тебя будут смотреть. Да и города другие интересны.
- Многие молодые люди уезжают в другие города из-за зарплаты. Тебе приходится подрабатывать?
- Мое мнение такое - пока молодой, у тебя нет оправданий. Ты либо работаешь, либо сидишь на месте. Подработки бывают. Меня приглашают мероприятие провести как ведущего иногда. Кстати, профессии ведущего и актера - это совершенно разные вещи. Как-то по молодости даже разнорабочим был, тоже незабываемый опыт.
- А если работать не актером, ты кем себя видишь?
- Страшную картину рисуете. Мне интересно, как люди в офисах с восьми утра до шести вечера сидят??? Я прихожу в театр, с 11 часов до трех дня - репетиция, потом - обед, потом - опять репетиция и вечером- спектакль. Поэтому на людей, говорящих «работаем в офисе» с таким прищуром смотришь… Странно мне…
- Или страшно?
- Или страшно. Работа в офисе - не мое.
- А люди, которые в офисе, скажут: «Как они работают в театре допоздна, никакой личной жизни»…
- Бывает, и это - данность.
- Кстати, ты жаворонок или сова?
- Я очень быстро перехожу от жаворонка к сове, гастроли спокойно переношу, легко адаптируюсь. Я журавль, наверное.
- Как ты считаешь, есть судьба или человек сам ее творит?
- Наверное, 60 на 40. Судьба есть, это твоя линия прочерченная через жизнь, а человек волен менять нюансы.
- Если бы твоя жизнь была спектаклем, как бы он назывался ?
- Стреляный воробей из Рубцовска.
В образе Коли из спектакля «Облако-рай». Фото: Кирилл Ботаев
- Какого бы персонажа «стреляный воробей» очень сильно хотел бы сыграть?
- Мне очень импонируют персонажи трикстеры, плуты, где есть двойственность. Очень нравится, к примеру, роль Фигаро в пьесе «Женитьба Фигаро». Недавно после посещения музея Булгакова в Питере, перечитал «Мастера и Маргариту», если бы довелось играть, хотелось бы роль кота. Меня вдохновляет, как играл Андрей Миронов. Когда я учился в институте, очень сильно увлекся работами этого советского актера. Очень его уважаю и люблю, его Остап Бендер – лучший!
- У тебя есть свои актерские приметы?
- Когда я пришел в театр, мне рассказали, что найти гвоздь, к примеру, во время монтажа сцены, к новой роли. И это срабатывает. Еще хорошая традиция - обняться с партнерами перед спектаклем, но это больше тренинговая вещь. Сам театр - энергообмен между артистами и зрителями.
- А как ты думаешь, какая энергетика в раю?
- Думаю, это энергия творения. Такая царит, когда создается спектакль и мы в одной лодке, тебе помогают, ты помогаешь и в кайфе работаешь на общее дело.
- Многие связывают театр с мистикой. Ты был свидетелем чего-нибудь необычного?
- Я слышал от старших товарищей разные истории. Коллега, к примеру, рассказывала, что после спектакля «Собачье сердце» Владимира Золотаря, призрак собаки пробегал по сцене. Много таких вещей... В принципе, вера в сверхъестественное в театре объяснима.
- А сны вещие у тебя бывают, или, может быть, герои твои во сне преследовали?
- У меня раньше часто повторялся страшный сон, да и сейчас бывает, после которого я просыпаюсь в холодном поту. Снится, что не выучил роль, стою за кулисами, подбегают с костюмом, нужно переодеваться и на сцену, а ты не знаешь, что сказать. Ужас …
- А реально на сцене приходилось текст забывать?
- Да, были моменты, или когда я перескакивал с места на место. Ладно, если это монолог - выплывешь, может быть. Умный вид, пауза длиннее. А если с партнером происходит, и ты перескочил, тот может подсказать, уточнив: «Вы, наверное, хотели сказать то-то и то-то?». И сразу все вспоминаешь.
- Если у тебя роль в начале спектакля на пять минут, ты уходишь из театра или ждешь конца спектакля?
- Жду, конечно! А как же поклон зрителям?
Поддержим Артема !
Напомним, до конца ноября из тройки лидеров в номинации «Лучшая роль второго плана» выберут того, кто наберет наибольше число голосов. Он и станет победителем и обладателем статуэтки «Звезда Театрала». Артем вошел в тройку претендентов в номинации «Лучшая роль второго плана» за роль Владимира Нелькина в спектакле «Дело Кречинского».
Проголосовать за алтайского артиста можно здесь.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Алтайский театр драмы представляет новую комедию «Облако-рай»
Премьерный показ состоится 1 сентября 2023 (подробнее)