В галерее современного искусства «Проспект» открылась выставка фотографий участниц популярного реалити-шоу на ТНТ - «В роли себя. Без правил. «Дом-2» в реальности» (подробнее читайте: «Барнаульцев приглашают на выставку знаменитого московского фотографа Алексея Никишина»). Работы Алексея Никишина вызывают неоднозначную реакцию публики: кто-то в восторге, кто-то разворачивается и уходит, а другие и вовсе не могут понять, что выражает снимок. В этом и есть особенность автора – снимать так, чтобы зритель долго искал ключ к разгадке и затем делал для себя небольшое открытие. Корреспондент «Комсомольской правды» - Барнаул» выяснил, почему фотограф придерживается такого стиля.
Алексей, вы против стандартных правил фотосъемки. Какие элементы в таком случае должны присутствовать в ваших фотографиях?
- Наоборот, я хочу, чтобы какие-то элементы как раз не присутствовали. Микеланджело в свое время говорил: «Я просто отсекаю все лишнее, и получается произведение искусства». Я поступаю точно так же. Все, что хорошо прочитывается зрителем, то, на что уже есть ответ – это лишнее. Штампы, ярко узнаваемые вещи, архетипы нужно отбросить. Это все наносное, и к настоящему не имеет никакого отношения.
Чем объяснить вашу любовь к черно-белым фотографиям?
- В цвете снимать сложно. Сначала надо научиться снимать так, а потом уже переходить на цветные фотографии. Только тогда можно понять, в чем разница.
А я видела на выставке три цветных фотографии…
- Это исключение. Черно-белая пленка закончилась (улыбается) и я поставил цветную – своеобразный эксперимент получился.
Зачастую вы сами находите моделей или они находят вас?
- Когда это коммерческая съемка, люди находят меня. Если же я являюсь инициатором проектов, то и героев выбираю сам. Я снимал большой проект «В роли себя» с актерами и музыкантами - там человек двести, и вот начиная от Андрея Макаревича и заканчивая Чулпан Хаматовой, Мерзликиным и Квашой, я всех находил сам.
Кого больше нравится фотографировать: обычных людей, не причастных к шоу-бизнесу или все же медийных лиц? В чем различие?
- По-разному. Главное, чтобы человек был хорошим, а узнаваем он в телевизоре или нет, это вопрос времени. Сейчас его знают все, а через год уже никто. Популярность для меня не критерий оценки человека.
Фотография, которой вы гордитесь.
- Под любой фотографией, которую я представляю на выставке, я смело могу поставить свою подпись. Это мои осмысленные высказывания. Я снимаю десять лет, а показываю, возможно, лишь работ двести. Со временем восприятие своего же творчества сильно меняется. Хочется делать что-то новое, но в то же время ты не забываешь пересматривать старые работы и по-другому их оценивать.
Наверняка вы много путешествуете и делаете снимки случайных прохожих. В какой стране получаются самые интересные кадры?
- Я Францию люблю, с удовольствием там снимаю. Может, это еще и потому, что я люблю устриц (смеется).
Алексей, вас привлекают естественные, не постановочные фотографии. Как отучить модель от позерства и сделать ее естественной и раскрепощенной?
- В этом и состоит работа фотографа. Надо уметь общаться с теми людьми, которые к нему приезжают, и завести их туда, куда надо ему. При этом важно, чтобы люди ничего не заметили и думали, будто только благодаря им получились такие фотографии. Когда я вижу, как работают мои коллеги, скажем, гламурные фотографы, мне становится грустно. Создается впечатление, что они ничего не понимают в фотографии.
Над каким проектом хотите поработать в будущем?
- У меня есть несколько незаконченных проектов, которые я хочу завершить. Сейчас я готовлю серию кадров с нелепыми людьми. Это будут люди в неестественном состоянии, когда они не контролируют то, какими хотят казаться. Это очень смешно на самом деле. Так же в будущем планирую перейти на цветные фотографии.
В фотопроекте «В роли себя» вы снимали множество известных музыкантов, актеров и других творческих личностей. Они вас чему-нибудь научили?
- Конечно, снимая таких людей, неизбежно растешь сам, повышается культурный уровень. Некоторые из них полностью изменили мою жизнь, мое восприятие искусства. Раньше я снимал совершенно другие фотографии и ценности были другие. Теперь я могу себе позволить фотографировать так, что меня никто не понимает. Я хорошо дружу с актрисой Полиной Агуреевой, очень ценю Антона Шагина. Кстати, с Антоном мы сейчас делаем совместный проект: он пишет стихи, а я, соответственно, фотографирую.
Как вы относитесь к противоречивому восприятию зрителями вашей выставки?
- Зритель вправе воспринимать это так, как ему захочется. Когда произведение искусства воспринимается по-разному, это значит, оно удалось. Невозможно всем нравиться, нравятся только сторублевые купюры, да и то не всем. Я не работаю на массовую аудиторию, мне не важно, что человек с улицы скажет обо мне – я уже пережил этот период и сейчас нахожусь в другом измерении. Как сказал мой знакомый корреспондент, люди, которые разворачиваются и уходят, еще не прочитали те книжки, в которых есть слова, которыми мы с ними разговариваем.
Вопрос на размышление. Представьте, что вам нужно запечатлеть свою жизнь в одном кадре. Что бы было на нем изображено?
- (30 секунд молчания) Думаю, это был бы белый лист или черный квадрат. На нем видно все, но, в то же время, ничего. Все сплошная загадка, неизвестно, что будет завтра – вот это и есть моя жизнь.
Как вы считаете, что нового вы привнесли в мир фотографии?
- Я существую в оппозиции к современной фотографии, этим собственно и интересно мое влияние. После меня многие стали снимать психологические портреты. В Москве я регулярно провожу мастер-классы и обучаю молодых фотографов. Своей заслугой могу считать то, что я пробудил интерес к неформальной фотографии.
Вы можете прочитать характер человека во время фотосъемки?
- Я не психолог. Я могу что-то открыть в человеке, отразив это на снимке. Как известно, языком художника является фотография, именно с ее помощью он разговаривает.
И напоследок:
Топ-4 фильмов от Алексея Никишина:
«Полночь в Париже»
«Предел контроля»
«Кое-что еще»
«Сталкер»
А еще Алексей по секрету сказал, что, возможно, в 2012 году барнаульцы увидят серию психологических портретов «В роли себя».