Общество12 мая 2011 9:10

Как купить товар, если у продавца нет сдачи

Корреспонденты «КП» выяснили, на что в таком случае имеет право покупатель

На днях моя коллега после похода в продуктовый магазин известной на Алтае сети с возмущением рассказывала о том, как кассир потребовала с нее монетку в 5 копеек, а когда получила 10-копеечную, остаток не отдала.

- Как это возможно? - недоумевает Ольга. - Вот мне, честное слово, не жалко этих несчастных 5 копеек, но почему я должна их отдавать кому-то? И ведь это уже не в первый раз, я постоянно хожу в этот магазин, и ситуация из раза в раз повторяется. Причем продавец отвечает, мол, эти копейки давно уже не котируются, чего так мелочитесь.

Не нужно быть великим математиком, чтобы подсчитать «навар». Если каждому покупателю в день по 5 копеек не отдавать, итог получается неплохой - 50 рублей в день (это из расчета на тысячу покупателей, а в торговых центрах эта цифра в разы больше).

И сколько раз с вами бывало, что у продавца в небольшом магазинчике нет сдачи, и приходится либо бежать куда-то в поиске разменных денег, либо возвращаться домой несолоно хлебавши - без покупок. Что делать в таком случае? Стоит ли покупателю скандалить и настаивать на своем? Рассмотрим несколько возможных ситуаций.

Случай №1

У пассажира не берут плату за проезд

Допустим, вы едете в трамвае. Утренняя давка, сонные раздраженные пассажиры… И у вас при себе только крупные бумажные деньги. Подаете кондуктору тысячную купюру, а у того не оказалось сдачи. Разозленный сотрудник Горэлектротранса ссаживает пассажира на ближайшей остановке со словами: «Будете в следующий раз знать, как с миллионами в трамвае ездить!»

- Это не правомерно, конечно, - уверен директор Ассоциации защиты прав потребителей Игорь Казанцев. - Кондуктор обязан иметь разменные деньги.

Если же вам отказали в проезде, сославшись на отсутствие сдачи, нужно зафиксировать подобный случай.

- Берите контакты свидетелей происшествия и пишите заявление на имя начальника трамвайного депо о нанесенном вам моральном вреде (заявление пишут в двух экземплярах. - Прим. авт.), - советует Игорь Витальевич.

Случай №2

В магазине нет сдачи

Вы долго ходили по магазину, тщательно выбирая продукты. С полной корзинкой подходите к кассе, мечтая о том, как вернетесь домой и приготовите чудесный ужин… Протягиваете пятитысячную купюру… И тут кассир разводит руками: «Сдачи нет, недавно сняли кассу».

- Магазин обязан иметь разменную монету, - говорит Игорь Казанцев.

- Тут вы вправе потребовать выполнения условий.

В Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин четко прописано, что руководство магазинов обязано обеспечить кассиров разменными купюрами в необходимом количестве.

Кстати, в соответствии с п. 2 ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором. Так, в ст. 426 сказано: «Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Отсутствие сдачи не является отсутствием возможности, и согласно данной статье кодекса продавец не имеет права отказать в продаже товара по этой причине.

Если продавец отказывается продать товар или разменять купюру, вы можете оставить запись об этом в жалобной книге и обратиться, допустим, в Общество защиты прав потребителей. Если книгу вам не дали (и даже если вам удалось сделать в ней запись, но вы не удовлетворены этим), обращайтесь в Роспотребнадзор или Общество защиты прав потребителей. Результат проверки Роспотребнадзор сообщит в письменной форме.

Если из-за отказа продавца от заключения договора купли-продажи, покупателю причинен существенный ущерб (моральный, материальный), а продавец отказался удовлетворить требование клиента возместить ущерб добровольно, подавайте иск в суд. Однако, как признают специалисты, дело это хлопотное и вряд ли вам захочется связываться - себе дороже выйдет. Хотя ничего невозможного нет - если есть желание докопаться до сути, то попробуйте. В любом случае вашу жалобу обязаны рассмотреть и решить этот вопрос.

Кроме того, в случае с «5-копеечными невыплатами» вы можете написать жалобу непосредственно руководителю торговой точки и потребовать, например, возмещения морального вреда.

- Положенные деньги вам отдадут, конечно, и, проанализировав ваше обращение, решат, как поступить дальше, - говорят в Ассоциации защиты прав потребителей.

Случай №3

Вместо сдачи - товар

Бывает и такое: кассир, мило улыбаясь, говорит, что сдачи нет, и предлагает на эти деньги дополнительно приобрести какой-то товар.

- Это тоже не правомерно, - комментирует специалист. - Это ваши деньги, и вы имеете право распоряжаться ими. А это уже навязывание товара называется.

В этом случае можно обратиться к ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» - недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. В п. 2 этой статьи четко прописано, что продавцу запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров.

Кроме того, строптивого продавца можно наказать по ст. 14.15 «нарушение правил продажи отдельных видов товаров» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как и в предыдущих случаях, важно иметь свидетелей происшествия, чтобы они могли подтвердить, что продавец (кассир) нарушил договор.

При всем вышесказанном хочется напомнить, что продавцы, кассиры, контролеры и кондукторы - тоже люди. Может действительно случиться так, что в кассе нет сдачи, потому что перед вами в магазин приходили клиенты сплошь с крупными купюрами. Продавец не может бросить отдел и искать для вас сдачу. Поэтому применять знание закона нужно только в том случае, если продавец систематически отказывает в продаже товара под предлогом отсутствия сдачи.

Дорогие читатели! Вы имеете право жить по закону!

Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов. «Комсомольская правда» на Алтае» продолжает акцию «Имею право!». В нашем проекте мы даем ответы на самые разные вопросы: кто имеет право на бесплатные лекарства, что бесплатно должны делать коммунальщики, кого не имеет права уволить начальник. Свои вопросы и истории присылайте по адресу: 656015, г. Барнаул, а/я 17 или на электронную почту: kp@altkoms.ru с пометкой «Имею право!»