Общество28 апреля 2011 11:45

Когда охранник магазина может осмотреть вашу сумку

«Комсомолка» разбиралась, что от покупателей имеет право потребовать охрана супермаркетов

Когда мы заходим в магазин, то сразу же попадаем под бдительный взор охраны супермаркета. Однако, увы, не всегда эти люди в форме ведут себя надлежащим образом.

- Конечно, часто сами покупатели виноватыми оказываются: допустим, оставляют в ящичках на входе ценные вещи, за которые ответственность охрана не несет, а потом обвиняют ее, - рассказывает Игорь Казанцев, директор Ассоциации защиты прав потребителей. - Но есть и действительно неоднозначные ситуации, когда охрана и администрация магазина требуют, к примеру, чтобы человек заплатил за лопнувший в его руках пакет молока. Хотя с чего покупатель должен это делать?

Однако зачастую покупатели не знают, что охрана имеет право потребовать от них в магазине. Поэтому сегодняшний выпуск акции «Имею право» посвящен именно этой теме.

Можно ли пронести с собой в торговый зал вещи

Итак, первая ситуация, при которой вы можете столкнуться с охранником. Вы приходите в магазин с какой-либо сумкой или пакетом, либо напитком, и охранник требует оставить их в специальной ячейке на входе.

- Вы имеете полное право этого не делать, а предложить охраннику посмотреть содержимое сумки после того, как вы оплатите покупки, - рассказывает Игорь Казанцев.

Если же охранник продолжает настаивать на своем, то зовите администратора и требуйте, чтобы он составил опись вещей в вашей сумке и подписал ее. И уж после этого оставляйте сумку в ячейке.

- В противном случае администрация согласно Закону «О защите прав потребителей» не будет нести никакой ответственности за вещи, которые вы оставили в ящике, - продолжает Игорь Казанцев.

Если вы случайно в магазине что-то уронили…

Может быть и такое: совершенно случайно вы задели стоявшую на полке стеклянную банку с чем-либо, она упала и разбилась. И тут подходит строгий охранник и требует все это немедленно оплатить.

- Для начала надо еще доказать, что это вина покупателя, а не сотрудников магазина, - уверен Игорь Витальевич. - Ведь, допустим, товар могли неправильно расставить, и упасть он мог при малейшем прикосновении. Либо банка, например, с соком просто выскользнула из рук из-за того, что запотела и была очень скользкой.

И вот тут уже пусть администрация магазина обращается в суд и доказывает, что виноваты именно вы.

- Аналогично надо действовать, если с вас требуют заплатить за испорченный не вами товар, - продолжает Игорь Казанцев. - Помните: в этой ситуации вы вообще никому ничего не должны.

Кстати, еще один важный момент: если в супермаркете есть видеонаблюдение, то это может сыграть вам на руку.

- В спорных ситуациях видео может помочь решить многие вопросы, так что не стесняйтесь требовать видеозапись, - советует Игорь Витальевич.

Если в магазине скандал…

Тоже ситуация не из приятных: вы находитесь в магазине, а кто-то задирается на других покупателей, оскорбляет и т. п. При этом охрана не особо спешит выдворять этого буяна.

- Охранник обязан сначала вежливо предложить человеку покинуть помещение, а потом просто вывести его за дверь, - пояснил Игорь Казанцев. - Так что требуйте от охраны выполнения их работы.

А вот милицию можете вызвать либо вы, либо администрация магазина.

Покупателя обвиняют в воровстве

Итак, здесь возможны следующие ситуации:

1. Вы действительно ничего не брали, а охранник вдруг просит вас открыть сумку.

- Вы имеете полное право не открывать свою сумку, - объясняет Игорь Витальевич. - Однако администрация магазина вправе вызвать милицию, и в присутствии милиционеров вам придется все-таки вашу сумку открыть.

И когда все убеждаются, что ничего вы не брали, вы имеете право постоять за себя уже с помощью служителей закона.

- Покупатель может подать иск в суд и потребовать возмещения морального вреда, - пояснил Игорь Казанцев.

2. Может быть и такое: ваш малыш забыл отдать вам на кассе выбранную им на прилавке шоколадку, а охранник увидел сладость в руках у ребенка.

- Тут все еще проще: вы оплачиваете товар и все, - говорит Игорь Казанцев. - Никаких особых проблем здесь возникнуть не должно.

Вас обокрали…

1. Вы оставили в ячейке на входе пакет, в котором были нужные вам вещи. И вот вы возвращаетесь, а никакого пакета на месте нет.

- Увы, но за оставленные даже в ячейке вещи, если не была составлена опись, администрация магазина никакой ответственности не несет, - говорит Игорь Витальевич. - И, соответственно, охранник не обязан кидаться на улицу в поисках воров.

2. В то время, пока вы находились в магазине, кошелек все же вытащили из вашей сумочки.

- Здесь совет может быть такой: не рассчитывать на помощь охранника, а вызывать милицию, - рассказал Игорь Казанцев. - А еще, если есть в магазине видеонаблюдение, немедленно посмотреть запись - вдруг вор попал в объектив камеры. Так его будет легче найти.

Важно

На что имеет право охранник

Охранник может:

- попросить вас открыть сумку, если подозревает в воровстве;

- вежливо не пустить в магазин, если вы нарушаете какое-либо правило (допустим, пришли с животным);

- без применения грубой физической силы выставить за дверь покупателя, если он ведет себя неадекватно;

- попросить (именно попросить!) вас дождаться милицию, если произошло какое-либо ЧП.

Кстати

Для того чтобы обратиться в суд, вам потребуются свидетельские показания людей, которые присутствовали в этом магазине в тот же момент и стали очевидцами ситуации. Кроме того, если человек из-за этого инцидента еще куда-то опоздал (к примеру, на поезд, пока ждал милицию), то прикладываются еще и все билеты. Это потребуется, чтобы доказать, что человек упустил выгоду и имеет право на компенсацию ущерба.

Дорогие читатели! Вы имеете право жить по закону!

Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов. «Комсомольская правда» на Алтае» продолжает акцию «Имею право!». В нашем проекте мы даем ответы на самые разные вопросы: кто имеет право на бесплатные лекарства, что бесплатно должны делать коммунальщики, кого не имеет права уволить начальник. Свои вопросы и истории присылайте по адресу: 656015, г. Барнаул, а/я 17 или на электронную почту: kp@altkoms.ru с пометкой «Имею право!»