Общество24 марта 2011 9:40

Как сэкономить на «коммуналке»

Корреспондент «Комсомолки» разбиралась, что позволит не переплачивать за коммунальные услуги

То, что оплата за коммунальные услуги сегодня высокая, вещь очевидная. Тем более неприятно, когда квитанции с суммой превышают обычную ежемесячную плату. А уж когда сталкиваешься с этим сам, ощущаешь всю «прелесть» ситуации на собственном кошельке.

- Я живу в доме №50 на улице Молодежной. Находится он в ведомстве управляющей компании «Доверие», - пожаловался нам пенсионер Павел Иванович Горбунов. - И последнее время какие-то непонятные манипуляции происходят. Если в ноябре и декабре нам расписывали, сколько по показаниям счетчика мы платим за воду, и сколько - перерасход, то в январе ничего не расписали. Может, там все и правильно, но я не понимаю, за что и сколько я должен.

К сожалению, мы не всегда ориентируемся, что вправе требовать, чтобы не переплачивать за «коммуналку». И уж тем более мало кто знает, как заставить управдома вернуть заплаченные деньги. Поэтому сегодняшний выпуск акции «Имею право» посвящен именно этим вопросам.

Следим за лампочкой в подъезде

Как рассказали в Алтайском краевом центре защиты прав потребителей, чаще всего лишние киловатты жильцам приходится оплачивать из-за лампочки на площадке в подъезде.

- Вам ведь не расписывают в квитанции, сколько именно за эту лампочку вы платите, - поясняет руководитель Алтайского краевого центра защиты прав потребителей Дмитрий Емельяненко. - Соответственно, контролировать, добавили ли вам лишние киловатты, вы не можете.

Чтобы избежать здесь переплаты, действовать нужно довольно просто. Достаточно обратиться в управляющую компанию и потребовать журнал показаний общедомового счетчика. Соответственно, сверившись с его показаниями, вы поймете, «накрутили» вам тариф или нет.

Если вам приписали «лишнее»…

Сколько ни говори владельцам жилья внимательно изучать все написанное в квитанции, не всегда элементарно хватает времени это сделать. По словам Дмитрия Емельяненко, некоторые управдомы-мошенники этим пользуются. Причем в их арсенале как минимум две схемы.

Схема № 1. «Лишний» человек

Просто до банального. Рассчитано на невнимательных: к примеру, вас прописано в квартире двое, а управляющая компания приписывает, что с вами живет еще один человек. И, соответственно, вам приходится платить за троих.

Чтобы с вас не взяли лишних денег, нужно, чтобы соседи подтвердили в письменном виде, что никто с вами не живет. Соответственно, с этой бумагой вы идете в управляющую компанию и требуете вернуть деньги.

Схема № 2. Несуществующая услуга

Еще более элементарный обман: в квитанцию вписывают выдуманную услугу (например, содержание счетчика) и, соответственно, берут за нее плату.

Чтобы здесь не попасться на удочку мошенников, нужно точно знать, за какие услуги в принципе должен платить человек. В крайнем случае не поленитесь позвонить в ваш комитет ЖКХ районной администрации и уточнить, есть ли такая услуга в принципе. И если ее нет, смело требуйте у управляющей компании свои деньги.

Кто должен платить за перерасход

- Я живу в многоквартирном доме на ул. Балтийской, 55, и не так давно я поставила счетчик на воду, - рассказывает жительница Барнаула Людмила Григорьевна. - Но в январе мне пришла квитанция, в которой были приписаны лишние кубометры. В управляющей компании объяснили, что это распределили по всем квартирам общедомовой перерасход.

По Федеральному постановлению №307 управляющая компания действительно может распределить перерасход воды на всех жильцов дома. В независимости от того, есть у вас индивидуальный счетчик или нет. Но если вы не хотите платить за других, то есть способ выкрутиться.

- Перерасход появляется чаще всего из-за того, что у кого-то в квартире живет непрописанный человек, за которого не платят (конечно, за исключением тех случаев, когда элементарно протекают трубы). А воду он, соответственно, использует, - объяснили в Алтайском краевом центре защиты прав потребителей. - Поэтому достаточно понять, в какой квартире живет этот человек, и обратиться с заявлением к управдому, чтобы с неплательщиков взяли деньги. А управляющая компания должна будет вернуть вам ваши потраченные средства.

Однако перерасход воды в доме может быть, если элементарно в доме случилась авария и прорвало трубу. В этой ситуации жильцам, у которых нет счетчиков, пересматривают начисления. А те, у кого индивидуальный счетчик стоял, платят за фактическое использование. Кстати, это же правило действует, если в доме отключили воду.

Вместо горячей воды - холодная…

- Я живу в доме на ул. Чайковского, 45. У нас в трубах вместо горячей воды бежит чуть тепленькая, а мы ведь платим за «коммуналку» в полном объеме, - пожаловалась нам Надежда Евдокимовна.

Увы, но такие ситуации не редкость. Причем холодной может быть не только вода, но и батареи. И решается этот вопрос в несколько этапов.

1. Обращаемся в управляющую компанию и вызываем мастера, который зафиксирует неполадку. Если есть необходимость, то пишем заявление в жилищную инспекцию и вызываем еще специалиста оттуда.

2. На основании заключения специалистов пишем заявление управдому, чтобы сделали перерасчет оплаты за воду или отопление.

3. Если перерасчета коммунальщики не делают, обращаемся в прокуратуру или в суд.

Отпуск…

Если вы собираетесь летом отдохнуть вне города, то можете не платить за «коммуналку» в полном объеме.

- Необходимо заранее написать заявление в управляющую компанию, что вы собираетесь уезжать, - продолжают в Алтайском краевом центре защиты прав потребителей. - И если есть билеты, то предоставить и их.

А после того как вы вернулись, нужно, чтобы все жильцы дома подписали заявление, что вы действительно не находились в квартире. И все сэкономленные деньги пойдут в счет будущей оплаты.

Не буду платить за неоказанные услуги!

Допустим, произошла такая ситуация: в вашем доме уже 30 лет не делали ремонта, и вы не собираетесь оплачивать содержание дома. Или управляющая компания не предоставила вам отчет за прошедший год, и вы не знаете, на что потратили ваши деньги. И, соответственно, тоже не хотите платить людям, которые могут вас обмануть.

В этой ситуации действовать нужно довольно просто: достаточно написать в управляющую компанию заявление, что вы не будете платить за коммунальные услуги частично или полностью, пока нарушения не устранят. При этом никто не может вам как-то угрожать или требовать оплаты.

Однако когда все приведут в порядок, управдом имеет право потребовать с вас оплатить все услуги в полном объеме.

Кстати, еще один важный момент: тарифы на оплату за текущее содержание жилья по Федеральному постановлению №307 должны вводить сами жильцы (на общем собрании) в зависимости от качества работы управляющей компании. Соответственно, перед повышением стоимости «коммуналки» управдом обязан провести общее собрание и разъяснить, почему необходимо повышение и на что будут потрачены деньги. И только с одобрения жильцов управляющая компания может повысить тариф.

В пятничном выпуске «Комсомолки» читайте о том, кто имеет право на компенсации за коммунальные услуги и куда пожаловаться на управдома.

Дорогие читатели! Вы имеете право жить по закону!

Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов. «Комсомольская правда» на Алтае» продолжает акцию «Имею право!». В нашем проекте мы даем ответы на самые разные вопросы: кто имеет право на бесплатные лекарства, что бесплатно должны делать коммунальщики, кого не имеет права уволить начальник. Свои вопросы и истории присылайте по адресу: 656015, г. Барнаул, а/я 17 или на электронную почту: kp@altkoms.ru с пометкой «Имею право!»