Премия Рунета-2020
Барнаул
+11°
Boom metrics
Общество3 июня 2024 10:12

Алтайский сенатор предложил усилить защиту прав пассажиров на законодательном уровне

Виктор Зобнев провел в Совете Федерации совещание, посвященное защите прав потребителей при оказании транспортных услуг
В последние два года в крае началось активное обновление автопарка

В последние два года в крае началось активное обновление автопарка

Фото: Виталий БАРАБАШ. Перейти в Фотобанк КП

В Совете Федерации состоялся круглый стол «Защита прав потребителей при оказании транспортных и смежных услуг в современных экономических условиях». Как оказалось, данная тема актуальна для всех регионов страны. По данным статистики, в 2023 году в Роспотребнадзор поступило почти 13,5 тыс. обращений от жителей страны по поводу несоответствующих требованиям услуг транспорта. В Ространснадзор – более 9 тыс. обращений. В лидерах – жалобы на работу авиакомпаний, такси и наземного городского транспорта.

Круглый стол провел сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев. Открывая мероприятие, он отметил, что каждый россиянин является потребителем тех или иных видов транспортных услуг.

- Каждый раз, оплачивая поездку, мы заключаем своего рода договор, рассчитывая, что услуга будет оказана качественно. Но как потребители знаем, что на деле не всегда получаем то, что хотим. Нередко мы видим нарушение прав потребителей и авиакомпаниями, и такси, и другими пассажироперевозчиками. Поэтому тема эта всегда на злобу дня, и всегда есть вопросы, требующие нашего пристального внимания и дальнейшей проработки с точки зрения законодательного обеспечения.

Виктор Зобнев в центре. Фото: Официальный сайт Совета Федерации

Виктор Зобнев в центре. Фото: Официальный сайт Совета Федерации

Актуально для всех регионов

С актуальностью данной повестки согласились абсолютно все присутствующие на совещании.

- Сегодня этот вопрос касается не только крупных мегаполисов, но и большинства регионов и населенных пунктов, даже самых небольших и удаленных, - отметил Вячеслав Тимченко, председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности.

- Я представляю в Совете Федерации Томскую область. Специально зашел на аккаунты губернатора и мэра. О чем люди пишут? О том, в каком состоянии автобусы, что автопарк устаревший, что не ясно, как ездить маломобильным группам и т. д., – поделился своим наблюдением Владимир Кравченко, член комитета СФ по экономической политике.

Также участники круглого стола вспомнили недавнюю трагедию в Санкт-Петербурге, когда автобус с пассажирами съехал в реку и утонул. Причиной стала банальная усталость водителя, которая стоила жизни 7 людям. После случившегося было возбуждены два уголовных дела, в том числе по статье «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Для Алтайского края проблема общественного транспорта является одной из самых насущных. Местные жители постоянно жалуются как на состояние автобусов, а нередко и их отсутствие, так и на низкую культуру водителей. Назревшая проблема вынудила власть предпринять меры – в последние два года в крае началось активное обновление автопарка. Так, например, в 2024 году было куплено 65 новых автобусов на деньги казначейского кредита, 41 из них передан в Барнаул. Чтобы держать ситуацию под контролем, в краевой столице проводятся регулярные рейды для оценки работы общественного транспорта с участием представителей мэрии, ГАИ и транснадзора.

Жалобы

По данным, которые озвучил начальник управления госнадзора в области защиты прав потребителей в Роспотребнадзора Олег Прусаков, чаще всего пассажиры жалуются на несоблюдении маршрутов перевозки и графиков движения.

- Самые сложные для решения – обращения относительно авиаперевозок. А их касается 36,6% обращений, - сообщил Прусаков. - В основном это жалобы на то, что люди не могут получить в претензионном порядке деньги за несостоявшийся полет.

Также большое число жалоб поступает на таксистов. В ноябре 2023 года Роспотребнадзор даже проводил отдельную горячую линию по вопросам услуг такси и каршеринга. Тогда на нее обратилось почти 3 тыс. россиян. В числе самых наболевших вопросов - оплата за бесплатное ожидание, отсутствие терминалов, грубость водителей, отсутствие детского кресла, изменение стоимости в зависимости от погоды и т.д.

При этом Виктор Зобнев рассказал, что законодательство постоянно совершенствуется. Так, с 1 сентября 2023 году вступил в силу Федеральный закон, регулирующий работу служб такси. В частности, введен разрешительный порядок работы в такси, что позволяет государству контролировать деятельность таксистов.

- Была создала федеральная информсистема – ФГИС "Такси" – пояснил Иван Круглый, замдиректора департамента цифрового развития Минтранса РФ. - Это централизованная для регионов проверка данных, поступающих во ФГИС, в реестр ФНС, в казначейство в отношении начисленных штрафов МВД России, с доступом к этим данным со стороны службы заказа агрегаторов, для проверки перевозчиков, транспортных средств, гражданам, уполномоченным органам регионов при проверках на дороге. И это, наверное, один из первых таких сервисов на транспорте, где мы постарались сделать решение, которое позволит региону вообще не вкладываться, не тратить средства.

В настоящее время к данной системе подключены 83 региона, в том числе и Алтайский край. Главная цель - сделать поездки безопаснее.

Кадровый голод

Тема кадрового дефицита также была поднята на круглом столе. Для Алтайского края данная проблема стоит особенно остро. Закуплены новые автобусы – управлять или некому… Похожие ситуации складываются во многих регионах страны.

- Отсутствие достаточной квалифицированной рабочей силы приводит к тому, что в эту сферу приходят люди не совсем профессиональные, не совсем компетентные и не всегда обладающие необходимыми навыками, этикой поведения, профессионализмом, – отметил Вячеслав Тимченко, председатель комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности. – Из-за этого у наших граждан появляются дополнительные сложности, трудности при оказании услуг. Это касается не только такси, это касается и автобусов, и других видов транспорта, где приходится в силу различных обстоятельств использовать труд, в том числе иностранного персонала.

Главные задачи

Уход от серых и черных схем в работе транспорта - одна из основных задач государства на сегодняшний день. Об этом заявили сразу несколько участников совещания. Во-первых, речь идет о добросовестном определении перевозчика на конкурсе.

- С точки зрения потребителя важно то, что сейчас называется красивым словом "детенизация", или обеление рынка. То есть необходимость присутствия на нем только добросовестных, в установленном порядке выбранных участников, которые обеспечивают то самое необходимое, надлежащее качество услуг, – сказала Яна Склярова, замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.

Актуальность борьбы с серым рынком подтвердил и представитель ФНС Константин Новоселов, замначальника Контрольного управления:

- Одна из ключевых проблем – сокрытие выручки либо нарушения кассовой дисциплины.

В ФНС предлагают несколько вариантов решения. Первый - обязательное оснащение транспорта платежными терминалами. Второй - использование брутто-контрактов.

Во время проведения круглого стола сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев неоднократно подчеркнул, что нужно понимать, какие еще законодательные инициативы необходимо предпринять для улучшения ситуации в сфере транспортного обслуживания, ведь это поможет защитить права граждан.