Премия Рунета-2020
Барнаул
-3°
Boom metrics
Общество27 марта 2024 8:00

Предприниматели и власть разошлись во мнениях об изменении правил покупок в рассрочку в онлайн-магазинах

Условия предоставления рассрочки в маркетплейсах могут измениться уже этим летом
По мнению специалистов, необходимо регулировать организации, которые предоставляют рассрочку. Фото: официальный сайт Совета Федерации

По мнению специалистов, необходимо регулировать организации, которые предоставляют рассрочку. Фото: официальный сайт Совета Федерации

На рынке онлайн-торговли грядут изменения, связанные с правилами предоставления рассрочки. Авторы поправок уверены, что новшества защитят покупателей от неожиданных переплат, а бизнес предполагает, что потребители, наоборот, могут оказаться в проигрыше.

Как сообщает «Толк», в Совете Федерации прошло совещание рабочей группы по развитию Национальной системы защиты прав потребителей, которую возглавляет сенатор от Алтайского края Виктор Зобнев. И именно вопрос изменений правил предоставления рассрочки на маркетплейсах вызвал на заседании бурные обсуждения.

Право – банкам и микрофинансовым организациям

Вопрос о правилах предоставления рассрочки возник не на пустом месте. В конце прошлого года о необходимости сделать эту сферу прозрачной говорил президент Владимир Путин. Глава государства дал поручение правительству страны определить способы защиты прав граждан при использовании ими рассрочки, не предполагающей взимания дополнительной платы.

Тему на совещании в Совете Федерации поднял представитель Роспотребнадзора Олег Прусаков. По его словам, некоторые онлайн-магазины под видом рассрочки фактически выдают покупателям кредит. В подтверждение своих слов Прусаков привёл конкретный пример: в одном из интернет-магазинов можно приобрести новый смартфон за 54 тысячи рублей. Однако если взять это же устройство в рассрочку на полгода, то ежемесячный платёж составит 10 тысяч. В итоге покупатель переплатит 6 тысяч рублей.

Урегулировать ситуацию призваны изменения, которые планируют подготовить к 1 июня. Поправки предполагают, что право предоставлять такую рассрочку с процентами останется только у банков и микрофинансовых организаций.

Председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов на совещании отметил, что в стране сейчас в стране сформировались два рынка: первый, когда под видом рассрочки покупателям на деле предоставляют кредит, а есть рынок бесплатной рассрочки. По словам Павлова, в первом случае потребителей нередко вводят в заблуждение.

Замруководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Елена Ненахова отметила, что рабочая группа на базе банка уже подготовила первые изменения.

Специалисты предлагают, чтобы цена товара, который продается в рассрочку, не отличалась от его же стоимости без рассрочки. Благодаря этому получится избежать ситуаций, когда рассрочка позиционируется как бесплатная, но на самом деле закладывается в повышение цены.

Кроме того, по мнению специалистов, необходимо регулировать организации, которые предоставляют рассрочку. Они должны предоставлять полную информацию об услуге, как это делают, например, банки. Также должны быть ограничены неустойки, штрафы, пени, а информация должна передаваться в бюро кредитных историй,

Бизнес для коллекторов

С предлагаемыми изменениями оказались не согласны представители бизнеса. Свои опасения высказал в частности директор по взаимодействию с госорганами в подразделении «Финансовые сервисы Яндекс» Иван Семагин. Он отметил, что компания поддерживает стремление Центробанка бороться с недобросовестными практиками и защитить покупателей.

В то же время, по его мнению, нужно оценить, как изменения отразятся на пользователях сервисов рассрочки и на субъектах малого и среднего предпринимательства, которые эти сервисы поддерживают. Вопросы у Семагина возникли и к запрету предоставлять рассрочку операторами торговли.

- Рассрочку должны оказывать только профессиональные кредиторы? Но банки говорят: «У нас нет там поля для продуктов». И кто из профкредиторов остается? Субъекты микрофинансовой деятельности. А у них 75% портфеля – это 0,8-1% премии. Вот мы сейчас что на что хотим заменить? Прозрачную, понятную историю, где человеку – даже в случае платной рассрочки – цифры называют открыто, прямо, не мелким почерком, не договорами на 15 вкладок, на вот этот периметр? – спросил Иван Семагин.

Как он отметил, в результате таких изменений в выигрыше может оказаться коллекторский бизнес.

- Как только, помимо номера телефона, возникает история, связанная с предоставлением паспортных данных, Ф.И.О., верифицированных данных, мы получаем прекрасный бизнес для коллекторов – отметил Семагин.

Сложившаяся ситуация, по мнению специалиста, может ударить и по потребителям и по предпринимателям, которые торгуют на площадках. Чтобы избежать риски и возможные негативные последствия таких изменений, Иван Семагин предложил ЦБ провести публичное обсуждение поправок.

Перспективный рынок

Представители банковского рынка Алтайского края поправки, наоборот, поддержали. Они отметили, что ёмкость рынка онлайн-торговли и предоставления на нём рассрочек за последние годы значительно выросла. Его перспективность понимают представители всех крупнейших банков, поэтому они уже ведут переговоры с представителями маркетплейсов.

Планируемые поправки должны поспособствовать выходу на этот рынок профессиональных кредиторов. В любом случае, введение новых условий отразится на работе онлайн-магазинов и бизнесменов, которые будут вынуждены подстраиваться под новые условия, что в свою очередь может сказаться на предоставлении механизма рассрочки и формирования цены.