Премия Рунета-2020
Барнаул
+4°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
22 ноября 2023 9:04

На Алтае «черные лесорубы» распилили 50 млн рублей

Кто и как в Алтайском крае борется с самовольными рубками
В конце октября в Солтонском районе обнаружили 85 спрятанных елок, которые местный житель припас для продажи к празднику

В конце октября в Солтонском районе обнаружили 85 спрятанных елок, которые местный житель припас для продажи к празднику

Фото: Олег УКЛАДОВ

В этом году в Алтайском крае зарегистрировано 196 фактов незаконных рубок леса. Есть в их числе и «новогодние» браконьеры.

- В конце октября в лесном массиве Солтонского района обнаружили 85 спрятанных елок, которые местный житель припас для продажи к празднику. Теперь мужчину ждет суд – по закону ему грозит до 7 лет лишения свободы или штраф до 3 млн рублей, - рассказывает оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска ГУ МВД России по Алтайскому краю Владимир Донских.

Положительная динамика

Оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска ГУ МВД России по Алтайскому краю Владимир Донских

Оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска ГУ МВД России по Алтайскому краю Владимир Донских

Фото: Ольга ВЕДЕРНИКОВА

В целом, согласно статистике, объем добычи черных лесорубов каждый год снижается. Так, если в 2022-ом ущерб лесному хозяйству края составил около 150 млн рублей, то в этом году – 50 млн. рублей.

- Динамика очевидна: власти объявили войну черным лесорубам. В прошлом году на базе Управления уголовного розыска был создан специальный отдел по борьбе с экологическими преступлениями. А в этом году появился отдел беспилотных воздушных судов. Также постоянно проводится целый комплекс мероприятий совместно с Министерством природы. Все это дало положительный эффект – браконьеров стало меньше, криминогенная обстановка стабилизируется, - говорит Владимир Донских.

Самыми неблагополучными по незаконным рубкам в 2023 году в Алтайском крае стали Первомайский, Тальменский, Троицкий, Бийский районы, а также Барнаул в районе поселка Южный. В прошлом году браконьеры активно орудовали в Рубцовском, Угловском, Михайловском и Волчихинском районах. На этих территориях удалось пресечь деятельность сразу нескольких преступных групп.

- Например, в Волчихинском районе повязали группу, которая вывезла более 300 стволов. Чтобы выйти на главаря банды за ними наблюдали целых полтора года! В итоге удалось поймать всех! – рассказывает оперуполномоченный по особо важным делам.

Также полицейскому особо запомнился случай из Троицкого района, где местный житель умудрялся на своем стареньком УАЗике возить 6-метровые деревья. Причем рубил и грузил их в одного – для этого соорудил специальные приспособления. Добытый лес мужчина отвозил на пилораму к своему знакомому. Все это длилось около двух лет. В ближайшее время черный лесоруб также окажется на скамье подсудимых.

- Наказание в подобных случаях всегда зависит от причиненного ущерба, который складывается из ценности дерева, его возраста, размера, произрастало ли оно в заказнике или нет, и многих других факторов, - поясняет Владимир Донских.

Памятник черным лесорубам

В этом году в Алтайском крае зарегистрировано 196 фактов незаконных рубок леса

В этом году в Алтайском крае зарегистрировано 196 фактов незаконных рубок леса

Фото: Олег УКЛАДОВ

Ловить черных лесорубов – дело полиции. Но сигналы чаще всего поступают от лесников, которые ежедневно патрулируют лесные массивы.

- У нас нет полномочий задерживать нарушителей, но если замечаем в лесу самовольны порубы, сразу же сообщаем в отдел обеспечения Министерства природных ресурсов, а если застаем браконьеров за их черным делом – вызываем полицию, - рассказывает Максим Усов, директор ООО «Содружество» (входит в холдинг «Алтайлес»).

Подобных случаев на памяти Максима Усова немало. Не раз приходилось встречать и передавать черных лесорубов полиции даже в свой законный выходной.

- Однажды поехали на охоту и вдруг навстречу выруливает ГАЗ-66, доверху груженный бревнами. Какая уж тут охота! – улыбается Усов. – Или, например, в прошлом году с женой пошли за грибами, вдруг слышу бензопила «звенит» - и снова, как говорится, здравствуйте…

- А никто из черных лесорубов в порыве ярости на вас с пилой не кидался?

- Нет, до такого не доходило, а вот угрожать – угрожали. Меня местные все знают, поэтому если попались – знают, что придется ответить по закону, - говорит руководитель лесного предприятия.

Кстати, в лесу Павловского района, на территории которого работает «Содружество», даже есть «памятник» черным лесорубам - будка от ГАЗ-66, который не смог проехать между соснами и попросту застрял между деревьями. Водитель в итоге остался не у дел – и леса не привез, и будку потерял…

- Видимо, бог есть на свете – все видит. Сколько лет минуло, а эта будка так и стоит в лесу, как немой укор, - говорит Максим Васильевич.

Кстати, по его словам, сейчас действительно стало меньше черных лесорубов.

- Одно время прям беда была… Это было связано в том числе с ленточными лесопилками, которые появлялись как грибы после дождя. После того, как контроль за оборотом древесины был ужесточен, большая часть лесопилок закрылась, - поясняет Усов.

Народ бдит!

О случаях незаконных рыбок нужно сообщать в полицию

О случаях незаконных рыбок нужно сообщать в полицию

Фото: Олег УКЛАДОВ

Бывают и такие случаи, когда к поимке преступников подключаются неравнодушные местные жители. Так, например, минувшим летом барнаулец, который каждый вечер совершал по лесу велопрогулки, услышал звук бензопилы. Когда подъехал – заметил автомобиль и лесоруба, завалившегося березу. Тот сразу поспешил удалиться. Велосипедист фотографировал спиленное дерево и позвонил сотрудникам полиции.

- Далее оперативники уже по горячим следам установили и задержали подозреваемого. Им оказался местный житель села Борзовая Заимка, который рассказал, что планировал распилить березу на дрова и вывезти домой, - рассказывают в ГУВД Алтайского края. – Причиненный ущерб составил 26 830 рублей. Кстати, участок, на котором была осуществлена незаконная рубка, относится к категории «Защитные леса» и является природным объектом, имеющими особо ценное значение. В настоящее время уголовное дело по данному факту направлено в суд.

Долгое время леса, произраставшие в Сибири, считались находившимися в «неблагоприятных условиях для экспорта»

Долгое время леса, произраставшие в Сибири, считались находившимися в «неблагоприятных условиях для экспорта»

Фото: Олег УКЛАДОВ

КСТАТИ

Вырубки как «акции протеста»: черные лесорубы в истории Алтая

О самовольных рубках и лесных стражах в историческом ракурсе рассказал алтайский ученый, автор книг по истории лесного хозяйства Михаил Тяпкин. Специалист привел примеры из архивных документов, например, о том, как зимой 1918 года алтайские крестьяне вырубили огромные участки ценной семенной сосны, которая была оставлена для лесоразведения.

Михаил Тяпкин, доктор исторических наук, автор книг по истории лесного хозяйства

Михаил Тяпкин, доктор исторических наук, автор книг по истории лесного хозяйства

Фото: из личного архива героя(ев) публикации

- Михаил, правильно понимаю, что черные лесорубы были во все времена?

- С правовой точки зрения такое явление как самовольные рубки, появилось с момента образования лесной отрасли в начале XVIII века. До этого не существовало жесткой регламентации лесопользования. Со временем самовольные рубки стали самым распространённым видом преступлений в лесной сфере.

- Самовольные рубки и черное лесорубство, мне кажется, все-таки разные вещи. Одно дело срубить две сосенки для дров на зиму, другое – вывозить лес машинами ради прибыли…

- Разумеется. Материалы статистического учета, осуществляемого казенным лесным управлением, показывают, что среди возбуждаемых дел о лесонарушениях преобладали дела с незначительным размером ущерба. Так, в казенных лесничествах Западной Сибири по данным за 1889–1914 годы абсолютное большинство дел о самовольных порубках составляли дела с суммой ущерба менее 5 руб., а средняя стоимость незаконно добытых лесоматериалов составляла чуть больше 3 руб., что примерно соответствовало стоимости одной кубической сажени древесины (9 м3). Такие порубки можно назвать малозначительными, не выходящими за пределы «бытового» характера, и совершавшимися для удовлетворения хозяйственных нужд в строительных материалах или топливе.

- То есть черные лесорубы – это все-таки бич современности?

- По сути да, и этому есть свое логичное объяснение. Преступный промысел по продаже незаконно заготовленной древесины не получил широкого распространения хотя бы по причине неразвитости лесного рынка и невозможности устойчивой и прибыльной реализации лесоматериалов. Порубщиков-рецидивистов или, как их иногда называли «закоренелых лесокрадов», было не так много. Данные начала ХХ века показывают, что доля рецидива в казенных лесах Западной Сибири не превышала, в среднем, 4% от общего числа дел, возбужденных по фактам нарушений Лесного устава.

- То есть говорить о черных лесорубах как о каком-то черном явлении в историческом ракурсе не приходится?

- Что-то подобное все-таки существовало. Например, в периоды первой русской революции 1905-1907 годов массовые самовольные рубки становились одной из форм социального протеста. В том числе, и на Алтае. Крестьянские выступления часто сопровождались выездами в леса целыми артелями. В ходе таких даже законопослушные крестьяне участвовали в порубках, пользуясь складывавшейся ситуацией. Рубили деревья, ставили новые дома, а старые разбирали и продавали в районы, где лесов было мало.

- А разве есть заперты на рубку леса по временам года?

- В дореволюционный период древесину разрешали заготавливать преимущественно зимой, чтобы максимально ограничить пребывание заготовителей в лесах в пожароопасный период.

- А есть ли факты, когда наш алтайский лес, например, вывозился бы в Европу? Или, может, из него строились императорские палаты?

- Долгое время леса, произраставшие в Сибири, считались находившимися в «неблагоприятных условиях для экспорта». После строительства сети железных дорог, в начале ХХ века, стали появляться планы по экспорту древесины из Западной Сибири через Урал и морские порты Санкт-Петербурга и Архангельска. Перед первой мировой войной активно обсуждалась возможность экспорта лесоматериалов через Карское море и Северный Ледовитый океан в Западную Европу. Начавшаяся летом 1914 года война сделала невозможным реализацию предлагаемых новаций.

Внимание на экспортные возможности лесных ресурсов Сибири вновь было обращено после начала гражданской войны и перехода власти в восточных регионах бывшей Российской империи в руки «белых» правительств летом 1918 г. Сибирский лес оказался чуть ли не единственным ресурсом в распоряжении Всероссийского правительства А.В. Колчака, отрезанного от центральной части страны. Вновь стали обсуждаться проекты по развитию лесного экспорта на основе создания долгосрочных концессий с участием иностранных компаний. Однако и эти планы остались нереализованными.

- В истории зафиксированы случаи массового уничтожения особо ценных деревьев?

- Да, например, в докладе Верх-Обского лесничего упоминается, что в начале 1918 года крестьяне вырубили огромные участки ценной семенной сосны, которая была оставлена для лесоразведения. Пожалуй, это крупнейший из известных случаев.

- А как на счет поджогов с целью «поляну расчистить» – обычно после пожаров вырубается целый участок для новых посадок…

- Были примеры, когда крестьяне поджигали близлежащие к деревне лесные участки. Дело в том, что по правилам лесного хозяйства, горельники должны были разрабатываться в первую очередь, чтобы не допустить распространения лесных болезней. Администрация Алтайского округа пыталась бороться с такой «инициативой» местного населения – повышала стоимость горелого леса, делая невыгодным его приобретение, либо запрещала крестьянам, которых подозревали в таких действиях, пользоваться лесом из горельников.

- Кто раньше занимался охраной леса?

- Реализация государственной лесоохранной политики возлагалась на лесную стражу, к которой относились лесники и объездчики (в казенных лесах Сибири) и младшие и старшие объездчики (в Алтайском округе). Не трудно догадаться, что лесники несли пешую службу, а объездчики, являвшиеся начальниками над несколькими лесниками, осуществляли объезд поднадзорной им территории на лошадях. На лесную стражу возлагались обязанности по обеспечению сохранности лесов, правильности его использования, надзор за соблюдением противопожарных правил, борьбе с лесными пожарами и т.д. Лесная стража имела и некоторые полицейские функции, так, например, могла задержать человека, который нарушил требования лесоохранного законодательства.

- Со стороны кажется, что лесник – простая профессия: гуляй себе по лесу и гуляй….

- Профессия лесника всегда было сложной и даже опасной для жизни и здоровья. Во-первых, она почти всегда предполагала отчужденность от жилых центров, деревень. Лесник должен был проживать в лесу, на кордоне. Во-вторых, постоянное общение с дикой природой в любое время года и при любых погодных условиях, что далеко не всегда располагает к легким прогулкам…

- Бывало, что лесники гибли?

- К сожалению, да. В архивах хранится множество дел о расследовании случаев гибели служащих лесной стражи в результате несчастных случаев или от рук преступников.

- А какие нарушения в лесах раньше были самым неожиданными?

- Скорее, редко фиксировавшимися. Это, так называемое, самовольное побочное лесопользование: сбор ягод, мха, коры и т.п. На подобного рода правонарушения лесная администрация чаще всего «закрывала глаза».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Садить лес намного приятнее, чем тушить!»

17 сентября отмечается День работников леса (подробнее)