Премия Рунета-2020
Барнаул
-17°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
13 февраля 2024 10:00

«Не Иешуа, а мямля какой-то». Нашумевший фильм «Мастер и Маргарита» взбудоражил барнаульцев

Жители Барнаула поделились впечатлениями о нашумевшем фильме «Мастер и Маргарита»
Юлия Снигирь и Евгений Цыганов

Юлия Снигирь и Евгений Цыганов

Фото: Иван МАКЕЕВ

Фильм «Мастер и Маргарита», набирающий обороты в кинотеатрах Барнаула, взбудоражил публику. Мнения зрителей противоречивы и диаметрально противоположны. Сначала поделюсь собственными впечатлениями.

Глоток вольницы над психбольницей

Воскресенье, ТРЦ «Галактика», кинозал, заполненный примерно наполовину. Тишину разбивает звон стекла. Невидимая ведьма с яростью и наслаждением громит квартиру ненавистного критика Латунского, клавиши рояля вылетают, как выбитые зубы.

Блокбастер Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» начинается неожиданно, путанно. Для меня это добавило интриги, как и то, что эпохи и мгновения, реальность и фэнтези здесь закручиваются в спирали и пересекаются крестами. Да и пространство то сжимается, то расплывается, как в книге пост-модернисткой, когда читаешь-читаешь, и тебя сначала раздражает, что все запутанно, а потом бац - какой-то щелчок в голове, и ты уже как рыба в воде.

Новый фильм - не экранизация, не пересказ. Режиссер использовал прием Булгакова: развил тему романа в романе, дополнив еще и темой судьбы самого писателя. При перекраивании многое из легендарного произведения отсекли, в том числе и некоторые сцены с Понтием Пилатом, а разговоры с Иешуа Га-Ноцри - скудны, и от этого, на мой взгляд, библейская тема сжимается до карикатурной.

Зато неожиданно мелькают кадры с распятыми на крестах людьми после допросов в НКВД… Появляются новые цитаты: «Так выпьем же за коммунизм, построенный в отдельно взятой квартире», слышим отрывки из дневника Булгакова, его писем и т.д. Все это добавляет новые смыслы, заставляет обратиться к биографии писателя.

В Мастере, которого играет Евгений Цыганов, угадывается образ самого Михаила Афанасьевича. А Маргариту, которую играет его жена Юлия Снигирь, сравнивают с третьей женой писателя - роскошной красавицей Еленой Сергеевной. Актриса и вправду великолепна, но в некоторых сценах слишком уж, на мой взгляд, меланхолична.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Уже после фильма прочитала, что у Булгакова была поговорка: первая жена - от бога, вторая - от людей, третья - от дьявола. Исследовательница творчества писателя Мариэтта Чудакова рассказывала, что Михаил Афанасьевич всегда искал сильную женщину, ведьму, которой «сами предложат и сами все дадут». Считал, что меж ним и женой колдовская связь. По словам исследовательницы, Елена Сергеевна, уже будучи в элегантном возрасте, обронила фразу: «Чтобы напечатать Булгакова, я отдалась бы любому».

Маргарита в романе ради Мастера заключает договор с самим дьяволом. Великого князя тьмы в фильме Локшина играет Аугуст Диль. Его Воланд, на мой взгляд, - с энергией тысячи чертей, динамичный и страшный игрок над судьбами (ужас и магнетизм усилены холодными глазами на фоне заразительного смеха).

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Чертовщина и мистика из романа Мастера выплескивается в грубую и зримую реальность Москвы— мегаполиса из описаний советских мечтателей. Над столицей высится Дом советов с гигантской статуей Ленина, хмуро и грозно стоят истуканами башни со звездами, ликуют спортивные шествия, съезды писателей рукоплещут стройкам века и выкидывают из своих рядов Мастера, как инородное тело. И во всем этом нагромождении помещается невероятных размеров мрачная психбольница, в которой пытаются успокоить и Мастера, и Бездомного, и Степана Лиходеева. Все это смотрится эффектно, но… без забав Коровьева и Бегемота, так же усеченных в фильме, для меня - слишком уж назойливо прямолинейно, без булгаковской гениальной иронии…

Восхитительный же полет Маргариты над этой Москвой ощущаешь прямо всеми своими мурашками. Это как короткий глоток вольности и освобождения, правда это глоток после бокала с ядом…

Из отзывов барнаульских коллег по перу

Михаил Гундарин, писатель: «Прикосновение к Булгакову спасло фильм»

- «Мастер и Маргарита» - совершенно обычный, дюжинный фильм, очень характерный для современного отечественного кинематографа, которому при этом дьявольски повезло!

На воображаемой лестнице в кинематографический ад - «ММ» в конце первой трети современных лент. Куда выше - и «Снегирь», и «Воздух», и даже «Холоп», не говоря уже о «Чебурашке». Проблемы нашего кино, как на ладони, видны и в «ММ». Это катастрофические провалы в сценарии - тут настоящий хаос и полная путаница; а в глаза тех, кто переписывал, «улучшал» булгаковские диалоги, хотелось бы взглянуть особо. Ударение в фамилии Могарыч на А! Видать, сценарист с режиссером такое русское слово не слышали никогда. Плюс небрежное отношение к спецэффектам - здесь они смотрятся очень дешево и как-то неумело; а Бегемот вышел просто провально.

Но главной бедой современного отечественного кино является полная импотенция в деле создания сколько-нибудь значимых, важных для общества смыслов. И вот тут «ММ», конечно, начинает отрываться от массы. Прикосновение к книге, в которой смыслов столько, что на сто лет вперед хватит, буквально спасло дело, более того, продвинуло его необычайно. Даже усеченного, выжатого псевдо-Булгакова хватило для картины. Как и для того, чтобы вызвать споры в обществе, в котором давно не было споров...

Дискуссия о «ММ» во многом заменила отсутствующие общественно-политические дискуссии, став гениальным, и абсолютно неожиданным для создателей фильма пиаром (такова же природа внезапной масштабности разговоров о несчастном коте Твиксе).

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Ольга Ведерникова, главный редактор «Комсомольской правды»- Барнаул»: «Особое восхищение – Аугуст Диль в роли Воланда»

- У каждого, кто читал «Мастера и Маргариту», в голове «снят» свой собственный фильм по мотивам книги. У тех, кто перечитывал книгу несколько раз – несколько вариантов этого «фильма». В мировом кинематографе было создано шесть экранизаций гениального романа Булгакова. Спорить с пеной у рта, какая из них лучшая, вообще не вижу смысла. В любом случае всегда первичной останется книга, но при этом каждому поколению нужны свои «Мастер и Маргарита». И новый фильм Михаила Локшина, на мой взгляд, это то, что нужно посмотреть обязательно! И даже потом пересмотреть…

Особое мое восхищение – Аугуст Диль в роли Воланда. Просто шедевр! Такому Воланду даже свита не нужна. Этот мгновенно меняющийся взгляд, постоянно играющая мимика, дьявольский хохот… (особенно в сцене на Патриарших). Зловещий, веселый, беспощадный. Даже самым придирчивым зрителям стоит посмотреть эту картину хотя бы ради игры Аугуста Диля.

Кстати, в одном из интервью он так описывает работу над образом Воланда: «Во время подготовки я изучал разные образы дьявола, он бывает совсем разным. Есть Мефистофель, Сатана, Люцифер — все эти имена мы встречаем и у Булгакова. Я решил, что это будет легкий безвозрастный джентльмен, который смотрит на человечество, как турист на чужую страну. Он любознательный, ему никогда не скучно, несмотря на то, что на протяжении 800 лет или уже 1000 лет он участвует в одной и той же бесконечно повторяющейся игре».

Юлия Корчагина, журналист: «Фильм на раз»

- Фильм - на раз. Уже где-то через полчаса захотелось уйти и не тратить свой выходной. Как по мне, так его вообще не надо было называть «Мастером и Маргаритой», потому что там от романа мало что есть.

У Булгакова тема выбора истины - одна из главных. Здесь вообще непонятно, зачем введены сцены с Пилатом и Иешуа: уберите их и фильм ничего не потеряет. И вообще: Пилат без собаки - что за бред? Иешуа вообще не убедителен, у Булгакова он обладатель спокойной мудрости, знания, истины, и Пилат это чувствует, потому и мучается после его смерти, что не договорили главного, а тут - не Иешуа, а мямля какой-то.

Что касается Диля, какой-то мелкий Воланд получился, слишком уж радостный, чуть меньше, может, чем Коровьев. Не может тот, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо, таким быть. Смех его - обычный человеческий, не так должен смеяться тот, кто лично присутствовал при казни Иешуа, кто лично видел все мировые трагедии. Ну опять же - это исключительно мое мнение. Снигирь, как по мне, кроме красивой груди тоже не очень-то и блеснула – какая-то тоска, а не Маргарита.

Мне кажется, человек, который не читал романа, в фильме вообще мало что поймет. В общем, еще раз убедилась, что это произведение надо читать, а не смотреть. Что и сделаю, уж не знаю, в который раз - вот за этот порыв фильму, действительно, спасибо.

Виктория Крахмалева, редактор информационного агентства «Банкфакс»: «Хочу сходить еще раз»

- Я под большим впечатлением, до сих пор перевариваю, обдумываю и очень хочу сходить в кинотеатр еще раз <…>. Этот фильм совершенно точно стоит увидеть на большом экране. На мой взгляд, визуал - ахиллесова пята всех предшествующих экранизаций «М и М», а вот новая версия – просто услада для глаз. Идеальная плакатная эстетика альтернативной советской реальности, шествия в стилистике Лени Рифеншталь, бал у Сатаны, снятый в лучших традициях Тарсема Сингха, и, наконец, горящая Москва. Смотреть! Всем смотреть!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Красная дорожка на премьере «Мастера и Маргариты»: Химия между Цыгановым и Снигирь, мистика от Ауг и огромный кот Бегемот

На ковровую дорожку по случаю премьеры «Мастера и Маргариты» Цыганов и Снигирь вышли по отдельности (подробнее)