Премия Рунета-2020
Барнаул
+9°
Boom metrics
Авто28 ноября 2017 1:00

Барнаульский автоэксперт назвал плюсы и минусы поправок к закону об ОСАГО

Об очередной законодательной «новелле» говорили на радио «Комсомольская правда»
Минфин опубликовал очередной проект поправок в закон об ОСАГО

Минфин опубликовал очередной проект поправок в закон об ОСАГО

Фото: Ольга ВЕДЕРНИКОВА

ОСАГО в нашей стране действует вот уже 14 лет, но вопросов, претензий и споров по поводу страховки меньше не становится. Вот и недавно Минфин подкинул российским автовладельцам еще один повод поговорить об «автогражданке», опубликовав очередной проект поправок в закон об ОСАГО. Теперь нам хотят предложить выбирать сумму покрытия страховки, но есть риск – полис может вырасти в два, а то и в три раза.

В очередной законодательной «новелле» в программе «Авточас» на радио «Комсомольская правда» - Барнаул» (106,8 FM) разбирался алтайский эксперт Александр Михельсон.

В чем суть?

Вкратце идея такова: вместо одного вида полиса ОСАГО нам предложат три с различной суммой покрытия ущерба: до 500 тысяч рублей за материальный ущерб и по ущербу жизни и здоровью (как сейчас действует), в один миллион рублей и в два миллиона. При этом у автовладельцев будет возможность выбрать свой, приемлемый вариант. И, соответственно, в зависимости от выбора вида полиса будет определяться его цена.

- Примерно такой же формат работы был раньше, и существовал он вполне законно, – отмечает Александр Михельсон. – Но, по сути, так называемое «доОСАГО» было сугубо творчеством самих страховщиков.

Кроме того, до 28 августа действовала норма, согласно которой, когда сталкиваются два автомобиля, общая страховая сумма составляла 180 тысяч на двоих, и потом высчитывался так называемый коэффициент повреждений. Но что такое 180 тысяч, например, для «Бентли» и «Мазератти» - царапина на крыле? А с 28 августа вступило в силу изменение, которое позволяет получить возмещение в 400 тысяч рублей на каждую машину. Но цена ОСАГО при этом не поменялась.

Также среди предложений регулятора называются пересмотр коэффициентов по стажу и по возрасту, введение коэффициента за грубое нарушение правил дорожного движения и понижающего коэффициента за стиль вождения, пробега автомобиля и использование его ночью.

- Тут и обнаруживается первая нестыковка, ведь изменение коэффициента - это изменение цены, - замечает автоэксперт. – Хотя здравая идея в этом есть – увеличить коэффициент для тех, кто часто нарушает ПДД. Но нужно понять, учитывать собираются штрафы за не включенный сигнал поворота или, например, за выезд на «встречку». Очень хочется надеяться, что в этот список попадут серьезные нарушения, за которые предполагается лишение прав.

И в чем подвох?

В целом же, по мнению Александра Михельсона, если зрить в корень, то общий смысл грядущих нововведений кроется в том, чтобы Россия уже пришла-таки к рыночной стоимости ОСАГО.

- Есть подозрение, что вечно недовольные своей жизнью и своими заработками страховщики аккуратно и стабильно подводят ситуацию к тому, чтобы перейти к рыночному формированию цен на страховку. То, что предлагается сейчас – логичная с их стороны и со стороны регуляторов (Минфин и ЦБ) попытка хоть как-то устаканить этот рынок, поскольку он слишком неоднороден, - считает эксперт.

Дело в том, что в стране сложилось несколько разнонаправленных тенденций в действии ОСАГО. Существуют регионы, где «автогражданка» действительно очень убыточна, есть регионы, где с этим все хорошо, а есть такие субъекты федерации, где крайне активны автоюристы, просто перекупающие право требования, что, кстати, очень распространено в Москве.

- Напомню, что одной из причин, по которой нам уже поднимали ценники и переводили на бартерные отношения (я кстати, искренне в нее не верю), называлась как раз активность автоюристов, - вспоминает Александр Михельсон. – Кстати, согласно статистике за прошлый год, юристы выигрывают в судах 93% дел. Это говорит о том, что требования их совершенно законны.

Потому в свете сегодняшних реалий представляется вполне резонной идея ценой ОСАГО в очередной раз уравнять ситуацию по регионам. Ведь кто-то, действительно, возможно, предпочтет заплатить больше за ОСАГО, но и возмещение в случае ДТП получить соответствующее.

Мнения

Простые люди – против…

- Однажды я попал в ДТП: оказался невиновным, но Honda HR-V мне разбили серьезно. Страховая компания насчитала мне возмещение в размере 18 тысяч рублей, - рассказывает дозвонившийся в студию автомобилист. - Я привлек независимую экспертизу, юриста, и они помогли мне отсудить реальный ущерб, который оказался в районе 120 тысяч рублей. Представьте! Страховщики занизили мне ущерб почти в восемь раз! И как после таких случаев они могут жаловаться, что автоюристы, которые действуют в рамках закона, их обдирают? Страховщики сами породили эту ситуацию и теперь жалуются. Так может изначально не занижать стоимость ущерба?

Я против рыночной цены на страховку, это должно контролировать государство. У страховщиков мощное лобби в Думе, и закон об ОСАГО писан под страховщиков, а не под потребителей.

А вот эксперты – за!

Виталий Шляков, директор юридического агентства «Дело»:

- К рыночной стоимости ОСАГО я отношусь положительно. Ведь кто-то предпочтет заплатить больше за ОСАГО, но и возмещение в случае ДТП поkучить соответствующее. Но, если честно, нам бы еще разобраться с такой проблемой, как езда без страховки. По ощущениям, кажется, что незастрахованными ездят примерно 20% автомобилей. Причина в небольшой ответственности за такое нарушение. Если раньше за это могли и номера снять, то теперь при небольшом штрафе и цене за страховку в районе 10 тысяч рублей автовладельцы предпочитают не страховаться вовсе. И сейчас в судах очень много споров, когда виновник ДТП не застрахован, а второй участник ДТП застрахован. В суд приходится подавать на физлицо.