Премия Рунета-2020
Барнаул
+8°
Boom metrics
Экономика27 ноября 2017 1:00

Алтайские производители завоевывают гречневый рынок страны

Как сложился и куда движется наш крупяной бизнес, рассказывает эксперт
Гречка наряду с рисом - самые популярные у россиян крупы

Гречка наряду с рисом - самые популярные у россиян крупы

Фото: Ольга ВЕДЕРНИКОВА

Алтайский край – главный в стране производитель гречихи. Вот только, как выясняется, сполна воспользоваться этим конкурентным преимуществом у нас пока не получается. Выращиваем одну из главных круп в рационе россиян мы, а с успехом продают ее в рознице – другие. Да и к организации самой этой розничной продажи есть вопросы. Обо всем этом «Комсомолке» рассказал руководитель отдела региональных продаж одного из крупных торговых домов края, специализирующегося на продаже круп, Александр Гончаров.

Цены в магазинах…

Нам, простым потребителям, в тонкостях производственной цепочки разбираться не всегда досуг. Потому и пляшем мы в этом вопросе, как говорится, от печки, а точнее – от прилавка магазина с ценником на любимую крупу. И то, что мы слышим с экранов телевизоров об обрушении оптовых цен на гречку, как-то не вяжется у нас с тем, что мы видим в магазинах. Вслед за оптовыми ценами розничные не снижаются.

- Просто это длительный процесс. Когда в цене падает сырье, надо понимать, что у производителя есть сырье еще по старой цене. Цены на крупу снижаются, просто это не так заметно. Из-за высокой конкуренции на рынке искусственно завышать цену невозможно, - уверяет эксперт. - И если посмотреть на полку магазина, гречка упала в цене примерно на 20%. Кроме того, на крупы постоянно проходят промо-акции. Другое дело, что в конце 2014 года, когда взлетел в цене доллар, сети применяли различные маркетинговые ходы, в том числе и нечестные.

… и сами магазины

Сегодня реальность такова, что на полках магазинов Алтайского края - главного производителя гречихи - среди множества брендов, производящих гречку, только 30% - алтайские. Наш эксперт отмечает, что одна из главных причин сложившейся ситуации состоит в том, что алтайские бренды позднее других начали выходить на рынок.

- Сейчас сложно выходить на рынок. Потому что он очень конкурентный. По крупам, например, федерального уровня брендов штук пять, а на региональном – не сосчитаешь. И каждый хочет встать на полку сети, но место там ограничено, - констатирует Александр Гончаров.

К тому же необходимо правильно продвигать свой товар, вести переговоры, в том числе с сетями, которым, с одной стороны, в силу своей масштабности, нужны поставщики, способные поставлять крупные партии товара. С другой, им все-таки выгодна конкуренция между поставщиками. Чем она выше, тем качественней и дешевле продукт попадет на полки сетей.

- Что нужно сети от продукта? По сути, два показателя: это первичная и вторичная продажа. Если покупатель первый раз взял новый товар с полки, его устроила, например, упаковка. Если он пришел и приобрел этот же товар второй раз, значит, продукт устроил его по вкусу и качеству. А это и означает, что товар «уходимый», и сеть его может взять к себе на полку. Ну и другой не секретный показатель – моржа, все хотят заработать, - делится эксперт.

Потому существующий процент представленности алтайской гречки в алтайских же магазинах относительно не плох – конкурировать с раскрученными бренадами у нас получается.

Завоевать российский рынок

Производители гречки во всей стране говорят о том, что в цене их продукта статья расходов по логистике – вторая, сразу после затрат на само производство. Ведь чтобы произвести готовый товар, сырье еще надо привезти. И в этом большое преимущество для алтайских производителей, которые находятся у сырья - большая часть гречихи в России выращивается у нас.

- Поэтому мы можем поставлять в другие регионы страны уже свой алтайский бренд. Вообще проблема алтайских компаний не в логистике, а в том, что другие известные бренды начали раньше выходить на рынок. Но конкурировать с ними можно, - уверен Александр Гончаров.

Что, например, демонстрируют алтайские компании на Дальнем Востоке. Там наши компании и в розницу встают, и в сетях представлены. Нередко за счет того, что Алтайский край у многих как раз и ассоциируется с гречкой.

Впрочем, логистические проблемы у алтайских аграриев все же возникнуть могут в связи с заявлением омского губернатора о планах догнать и перегнать Алтайский край в производстве гречихи. Это вопрос экономической географии.

- Дело в том, что наши производители гречихи в том числе поставляют сырье на челябинское предприятие бренда «Увелка», которое давно и прочно завоевало европейский рынок страны. И если омичи рассчитывают перехватить этот рынок сбыта сырья, возможно, у них это и получится. Потому что везти гречиху из Омска в Челябинск объективно дешевле, чем с Алтая, - объясняет эксперт.

Если это произойдет, то в целом для макроэкономики, а не для двух-трех алтайских предприятий, это будет хорошо. Но дело это у наших сибирских соседей не скорое, как минимум 2-3 года форы у алтайских аграриев есть. Это заставило бы нас искать дополнительные рынки сбыта.

Экспорт

Что уж греха таить, в заграничных кафе или ресторанах не найдешь в меню гречку с котлетой. Это традиционно российский продукт. Но все же хоть и небольшой, экспорт есть.

- Есть поставки брендовой продукции в Европу, США, Канаду, - отмечает эксперт. - Это связано с тем, что там живут много наших соотечественников, и изменять своим потребительским предпочтениям они особо не хотят. Потому на полках местных магазинов стоят крупы тех брендов, которые раньше других начали работать в этом направлении.

Александр Гончаров признается: новички, среди которых и алтайские производители, попадают в зарубежные магазины перманентно и их товар зачастую проходит через руки нескольких перекупщиков. Это с одной стороны, с другой же, нашим, алтайским компаниям, трудно найти за границей добросовестного партнера.

Высший пилотаж для российских производителей гречки – зайти на китайский рынок, к слову, самый конкурентный в мире. Ведь Поднебесная сама выращивает гречиху. И, увы, чтобы сегодня не заявлялось, для алтайских поставщиков слово «зашли» - слишком громко сказано.

- Хотя ради справедливости стоит отметить, что все алтайские компании продают свои товары в Китае. Другое дело, парадоксальное – не все могут знать, что их продукция поставляется в Поднебесную из-за наличия трейдеров или перекупщиков, - продолжает эксперт.

Все вышесказанное, напомним, касалось гречки. Говоря же о гречихе – у алтайских компаний успехов побольше. Из нее производят гречневую муку, а из этой муки делают лапшу, которая, кстати, очень популярна в Китае. Хорошо в этой стране потребляют и хлопья. И некоторые российские производители поставляют туда этот продукт. Алтайским же компаниям еще надо дорабатывать по упаковке, потому что в Китае есть свои ГОСТы, требования, культура упаковки товара.

Кстати

Рейтинг популярности круп у россиян

Наш эксперт проранжировал представленные на полках российских магазинов крупы, составив рейтинг предпочтений жителей страны, а значит, и Алтайского края.

Итак, на первом месте ожидаемо оказались греча и рис всех категорий. Эти крупы, по словам эксперта, занимают примерно 76-80%. В равных долях идут ячневая, перловка и пшено.

При этом особо прибыльными для производителей крупы назвать нельзя. Крупяной рынок в стране перенасыщен, и конкуренция не дает сильно «разбежаться» в розничных ценах. Исключение в этом смысле составляет только рис, который в основном экспортируется, а его цена привязана к доллару.

Более прибыльными являются продукты более глубокой переработки, как правило, это хлопья. А, например, у хлопьев с применением вкусовых добавок, не смотря на увеличение себестоимости, маржинальность еще выше.