2017-08-24T09:51:01+03:00

Житель Алтая продал квартиру, чтобы отремонтировать Айский мост

После реконструкции сооружение пользуется популярностью у туристов
Поделиться:
Комментарии: comments11
Жители Алтая продали квартиры, чтобы отремонтировать Айский мостЖители Алтая продали квартиры, чтобы отремонтировать Айский мостФото: Олег УКЛАДОВ
Изменить размер текста:

У 29-летнего Юрия Васильева из Горно-Алтайска с юных лет была мечта – своя квартира, ведь парень рос в многодетной семье. Еще со студенчества он начал откладывать по копеечке с разных подработок. В итоге накопил на «однушку». Но уже через год Юра продал квартиру и вместе со своим другом купил «старый» Айский мост. С тех пор у моста, как и у Юрия, началась новая жизнь. В 2017 году после 4-летнего простоя мост открылся вновь, теперь – в качестве пешеходного.

«Стало больно за лицо Алтая»

До того, как «старый» Айский мост обрел своего нового хозяина, он почти два года стоял бесхозным. Перемещаться по нему из-за ужасного состояния запретили, а ремонтировать у прежнего владельца СПК «Айский» средств не было. Хозяйство обанкротилось, а в 2013 году мост арестовал банк. Свое решение стать владельцем моста, Юрий Васильев вспоминает так.

- Мы с другом (Евгением Левиным – Прим. автора) проезжали мимо, решили посмотреть. На мосту хоть и был указатель, что проход запрещен, но фактически закрыт он не был. Нас ждало жалкое зрелище. Грустно стало – ведь это мост с историей. Мост, который соединяет Республику и край, визитная карточка Алтая. Мы задумались, почему он стоит заброшенный и как его можно спасти.

Друзья начали наводить справки о мосте. Оказалось, что такой финансовый балласт особо никому не нужен. Тем более, что всего в двух километрах есть новый бесплатный мост на Аю. А надежд на то, что кому-то может приглянуться эта рухлядь практически равны нулю. Но, как говорят, был бы товар, купец найдется.

В Республике чуть от радости не подпрыгнули, когда узнали, что «старый» мост решили приобрести какие-то чудаки. По-быстрому провели аукцион, на котором, как и ожидалось, желающих купить полуразрушенную «визитную карточку Алтая» оказалось не много – собственно сам Юра на пару с другом Женей.

С момента покупки Айского моста у 29-летнего Юрия Васильева началась новая жизнь Фото: Олег УКЛАДОВ

С момента покупки Айского моста у 29-летнего Юрия Васильева началась новая жизньФото: Олег УКЛАДОВ

Почти шукшинский герой

Юра никогда не был баловнем судьбы. Вырос он в семье работяг. У родителей было пять детей. Папа – инвалид, мама до пенсии работала поваром, благодаря чему и прокормила ребятишек. Свое детство Юра называет «тяжелым» - начать работать пришлось рано.

- Я всегда мечтал о собственном уголке. Поэтому еще студентом (учился в Горно-алтайском университете на учителя физкультуры. - Прим. автора) начал по копейке откладывать на жилье: то водителем поработаю на грузовике, то турбазы охранять устроюсь – все в копилку. В итоге к 25-ти годам накопил на свою квартиру, – не без гордости рассказывает Юрий.

Уже через год он ее продал, чтобы купить мост. Знакомые откровенно подкручивали у виска, и даже его жена Саша (на тот момент невеста) не верила в успех предприятия. Женя, друг Юры (ему 41 год) тоже ради моста попрощаться с дорогим «Ленд Крузером» и гаражом. И оба не жалеют о своем поступке.

Мост для Юры в буквальном смысле стал мостом в новую жизнь. Ведь до этого у парня были случайные заработки – он сдавал кедровый орех, продавал уголь, а хотелось стабильности и чего-то большего.

Кедр против стекла

В 1915 году «старый» мост на Аю впервые в своей истории получает официальное свидетельство о регистрации. По словам Юрия, при совхозе мост существовал без этой бумаги.

- Денег изначально особо не было. На вырученные 4 миллиона мы купили мост, в ремонт сейчас уже вложили 6. Но это было постепенно. Заработаем – вложим, заработаем – вложим. Есть, конечно, и долги, но, к счастью, не банковские. Люди выручали, - рассказывает Юра.

Парни решили ремонтировать мост сами. Во-первых, денег маловато. Во-вторых, интересно – хотелось свой след в истории оставить. Сами ездили в тайгу выбирать древесину, сами натягивали канаты…

- Нам многие селяне помогали, причем отзывались сразу же, с охотой. Хотя мы, конечно, нанимали строительную организацию, которая нас контролировала, – рассказывает Юра.

К ним поступали разные предложения по видоизменению моста. От модерна до сюрреализма.

- Один дизайнер предложил сделать стеклянный тоннель через реку. Но мы решили сохранить характер старого моста. Ведь это же целая эпоха! Мы ездили в село, где все еще живут строители старого моста (построен в 1979 году – Прим. автора), они делились с нами опытом, рассказывали, как строили, - продолжает удивлять Юрий.

В итоге парни отказались от услуг профессиональных дизайнеров, а обратились просто к своему знакомому Евгению Выползову, создателю этно-музея «Тяажыл ортолык» на острове возле села Черемшанка. Опоры на мосту или как их называют в народе «быки» они отделали корой 200-летнего кедра. Юра успокоил, что это сухостой. Пиктограммы в оформлении моста нарисовала обычная 17-летняя девушка из Бийска.

- С Алиной мы случайно познакомились в кафе, она там официанткой работала. Разговорились, оказалось, что она рисует. Мост соединяет Алтайский край и Республику Алтай, поэтому в рисунках мы отразили слияние славянской и алтайской культур – здесь пиктограммы с Пазырыкских курганов и славянские символы, - рассказывает Юрий.

Жители Алтая продали квартиры, чтобы отремонтировать Айский мост Фото: Олег УКЛАДОВ

Жители Алтая продали квартиры, чтобы отремонтировать Айский мостФото: Олег УКЛАДОВ

Алтай не для ширпотреба

В планах молодого предпринимателя – сделать из обычного пешеходного моста развитую туристическую зону.

- Со стороны Аи есть базарчик с сувенирами, - рассказывает Юрий. – Но там, в основном, китайский ширпотреб. А какой в них смысл? Они не отражают культуру Алтая, мне бы хотелось, чтобы сувениры делали местные мастера из наших материалов. Вот о такой лавке я мечтаю.

Кроме лавки, в проекте заложена зона отдыха, в которой гости смогут отдохнуть после прогулки через мост. А также чайный дом. Здесь путники смогут попить чаю из алтайских трав, попробовать алтайский мед и варенье из наших ягод.

А вот республиканская территория возле моста сегодня выглядит как пустырь. И, увы, перспектив на ее развитие – пока никаких. Республика, по словам Юрия, возлагала большие надежды на развитие ОЭЗ «Долина Алтая» и федеральные деньги. Но проект закрыли, земля же до сих пор принадлежит федеральному центру. За время простоя здесь образовалась настоящая свалка, Юре даже пришлось обращаться в Роспотребнадзор, чтобы ее очистили. Территорию же возле моста парням приходится убирать самим, не пугать же туристов!

О финансовых перспективах, бизнесмен говорит так:

- Честно, не считал я, когда мост окупится. Нам советуют: если машины пустите, быстро деньги отобьются. В былые годы, когда проезд стоил 30 рублей, совхоз на мосте зарабатывал по 80-100 тыс. в день. Но мы не рискуем брать на себя такую ответственность. Все-таки мост теперь не совхозный, а наш личный. Не дай бог пьяный турист на машине поедет, собьет еще кого-нибудь. Да и деньги – не главное. Я хочу заниматься полезным делом, рассказывать людям об истории нашей земли.

Цифра

50 рублей – стоит проход по «старому мосту» для пешеходов. За такие же деньги можно проехать на мопеде. Проезд автомобилей по мосту запрещен.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также