Премия Рунета-2020
Барнаул
+3°
Boom metrics
Авто15 мая 2017 5:23

Барнаульский мототурист проехал за 40 лет полмиллиона километров

За плечами Виктора Пантыкина более 100 мотопоходов, из них 18 высшей категории сложности
Барнаульский мототурист Виктор Пантыкин проехал за 40 лет полмиллиона километров

Барнаульский мототурист Виктор Пантыкин проехал за 40 лет полмиллиона километров

Фото: из личного архива героя(ев) публикации

Этим летом житель Барнаула, заслуженный путешественник России Виктор Пантыкин отмечает 40-летие мототуристической карьеры. За эти годы он проехал на мотоцикле полмиллиона километров – это все равно, что проехать 12 раз вокруг земного шара.

За его плечами более 100 мотопоходов, из них 18 высшей категории сложности. Многие из них так до сих пор никто и не решается повторить. Недаром Пантыкина считают легендой мототуризма не только на Алтае, но и в стране. О своем главном увлечении в жизни он рассказал в программе «Авточас» на радио «Комсомольская правда» - Барнаул» (106,8 FM).

- Обычно путешественниками становятся, но вы точно им родились! Как все начиналось?

- Это очень забавная история! Я всегда ее вспоминаю с улыбкой! В 1970 году дед подарил мне мотоцикл «Восход». Тогда он стоил 175 рублей. Мне было 15 лет, прав еще не было, но, несмотря на это мы вместе гоняли на мотоцикле на рыбалку, по полям, по лугам. Потом я ушел в армию, служил в Москве, мечтал купить «Яву» и совершить на ней путешествие из Москвы в Барнаул. Написал отцу письмо: «Вышли денег, приеду на дембель на мотоцикле». Отец долго молчал, потом от него пришел ответ: «Заработаешь – купишь!». Вернулся домой и начал дальше гонять на своем «Восходе» - объездил на весь Горный Алтай. А в 1977 году совершил на этом самом «Восходе» свой первый категорийный поход.

- Этот раритетный мотоцикл, наверное, сейчас у вас как талисман?

- Если бы! Через год после первого категорийного похода мы собрались ехать к Черному морю, но в ночь перед стартом мой «Восход» украли! Представляете! Даже не смотря на это, путешествие решили не откладывать - отправились в путь на мотороллере «Турист». Ведь тогда купить мотоцикл было сложно, только по записи, выждав свою очередь.

- А сколько всего мотоциклов у вас было за 40 лет?

- Не так уж и много! Всего 6 или 7! Могу назвать всех поименно. Но, пожалуй, самый любимый – «Ява». Чтобы купить свою первую «Яву», пришлось ехать в Ригу. Это было в 1978 году. Мотоцикл до сих пор на ходу, периодически выезжаю на нем.

- Самые сложные мотопоходы – горные. Приходилось ли оставлять в горах технику?

- Да! Пять или шесть мотоциклов там остались. Три мотоцикла упали и разбились – смысла тащить их на себе не было, так как восстановлению они не подлежали. А в 1985 году был случай, когда пришлось оставить в горах новый отличный мотоцикл, так как кончился бензин. В 1986 году организовали новую экспедицию, чтобы вернуть этот мотоцикл. Однако запасной водитель, который как раз должен был гнать оставленный мотоцикл, на тропе сломал ногу. В 1988 году мы снова пришли туда, но уже не обнаружили на мотоцикле мотора - его сняли охотники и увезли на конях. Знаю, что на этот мотор до сих пор бегает на «Яве» в Усть-улагане.

- Как так получилось, что бензин кончился? Вы же заранее рассчитываете все…

- Всякое бывает, непредвиденные обстоятельства. Однажды я заехал на мост, а он рухнул – вместе с мотоциклом мы оказались в воде. Бак открылся, 40 литров бензина вылилось… Но в любом случае за живучесть мотоциклов мы боремся до конца.

Порой мототуристам приходится переправлять свои мотоциклы по воздуху

Порой мототуристам приходится переправлять свои мотоциклы по воздуху

Фото: из личного архива героя(ев) публикации

- Какие еще трудности бывали?

- В 2015 году поехали в поход, предстояло преодолеть реку Иня, но она очень сильно разлилась. Причем сотрудники Тигерекского заповедника нас предупреждали, мол, не сможете пройти. Но мы же настырные… Когда подъехали к реке, поняли, что просто так ее не пересечь. Пришлось сооружать навесную переправу из канатов, блоков и по воздуху перетаскивать мотоциклы. На все про все ушло двое суток. За это время мы переправили через бурлящую реку 13 мотоциклов.

- Сколько человек обычно участвует в мотопоходе? И кто эти отчаянные люди?

- Чаще всего группа состоит из 5–8 человек. Но бывало, что и вдвоем ездили! Люди, которые садятся за руль мотоцикла – самые разные: и обычные работяги, и чиновники, и бизнесмены, и директора, и музыканты... Но всех их объединяет одно - страсть к путешествиям!

- Мотопутешествия требуют большой подготовки?

- Конечно! С новичками мы сначала выезжаем в походы выходного дня, чтобы они адаптировались – научились ремонтировать технику в полевых условиях, сумели приготовить пищу на костре и т. д.

- На каких мотоциклах вы ездите в походы?

- Техники огромный выбор. Но это точно не должен шоссейник. В лучшем случае – индуро (мотоцикл, который может ехать как по асфальту, так и по бездорожью. – Прим. авт.). Мы часто используем «Ямахи», «Явы», «Ирбисы» с объемом 200-250 кубиков. Однако объем не так важен. Главное - вес мотоцикла, ведь порой приходится тащить его на себе, переправлять через реки.

- Как готовите мотоциклы к путешествиям?

- Есть определенные технические премудрости, чтобы сделать мотоцикл более мощным, не теряя в его скорости. Кроме того, ставим грязевую резину. В обязательном порядке берем с собой запчасти, шины, камеры и т. д.

- Знаю, что вы всю свою семью приобщили к мототуризму. Они не возражали?

- Супруга очень много ездила со мной! Чего только не случалось – и падала, и травмировалась. Но в итоге выполнила норматив КМС. Своих троих детей тоже приучили к мотоциклам. На 16-летие я покупал сыновьям «Явы», сейчас один из них выполнил норматив мастер спорта, второй – КМС. Дочка является судьей спортивного туризма. В свой первый серьезный поход она отправилась всего в 10 месяцев – мы поехали с ней в Среднюю Азию.

- Современные мототуристы отличаются от советских?

- Очень! У нынешних нет такого мощного духа авантюризма, как был у нас в свое время! Прагматичный народ стал очень. Я порой смотрю на них – а вы вообще русские? Просчитывают каждый шаг, боятся лишний раз тряхнуться на мотоцикле, куда-то заехать в неведомые места. Но ведь увидеть недоступное и при этом пальцем не пошевелить – такое невозможно! Многие сетуют, что не для того покупают дорогу технику, чтобы угробить ее на перевале.

- Есть ли у мототуристов приметы на удачу?

- Конечно! Не бриться и не мыть мотоцикл! Технику мы моем только в водных преградах, пересекая реки и т. д. А так только протираем фары и стоп-сигналы.