Премия Рунета-2020
Барнаул
+6°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
17 марта 2024 1:00

Варенье с Будкеевской заимки. В Барнауле презентовали шикарную книгу

На Алтае издали роскошный альбом-монографию «Михаил Будкеев»
Речной вокзал. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Речной вокзал. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

14 марта в Государственном художественном музее Алтайского края презентовали монографию-альбом «Михаил Будкеев. Народный художник России». Книга сразу же после издания стала библиографической редкостью.

В альбоме о талантливом народном мастере, оставившим огромное наследие, представлены не только шикарные фоторепродукции картин, раритетные семейные фото, но и материалы дневников, которые Михаил Яковлевич вел много лет. В том числе впервые публикуются его путевые заметки о Монголии. Предлагаем вам несколько отрывков из уникальных дневниковых записей человека, прошедшего и первые коммуны, и Курскую битву, и стройки, перестройки.

С женой М.И. Буровой, 1976 г. Фото: из личного архива народного художника Михаила Будкеева

С женой М.И. Буровой, 1976 г. Фото: из личного архива народного художника Михаила Будкеева

В воспоминаниях, которые мы публикуем речь идет о довоенных и послевоенных годах, а также о путешествии в Монголию в восьмидесятых годах прошлого века.

***

«Когда жили в Будкеевской заимке, в окрестностях по буграм и долинам росло много ягоды - клубники, в сограх - смородина дикая. Отец и мать со всеми нами ребятишками между покосами находили время для сбора ягод. Мы выезжали на телеге и набирали помногу. Дома начиналось священное действо - изготовление варенья. Помню, мать очень внимательно следила за этим процессом. Варенье готовили на мёде, и надо было вовремя остановиться при варке, чтобы не переварилось. В общем, были какие-то свои секреты. Но варенья были такие ,каких я более не встречал в своей жизни. Отец, как потомственный пчеловод, держал свою пасеку. Сначала это были дуплянки. Они тщательно выдолблены из довольно толстого бревна, в виде бочки. Я сейчас точно не помню подробные детали, только помню, как отец позволял нам - мне и брату Василию - угощать всю ребятню нашей заимки».

Курсанты Канской летной школы Будкеев и Ефимов. Фото: из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Курсанты Канской летной школы Будкеев и Ефимов. Фото: из личного архива народного художника Михаила Будкеева

***

«Я как самый малый в семье из мужчин, весной после вспашки - боронил верхом. У нас были две лошади, мне доставался старый смирный Карька. Боронить надо было в несколько следов, а если целик, то больше. Меня для надёжности отец привязывал к седлу. Не дай Бог задремать: можно было угодить под борону. Задача была направить Карьку по следу и не сбиться со счета - сколько раз надо было проехать по одному следу. Старший - брат Василий - его задача чистить борону и выбрасывать с полосы корни травы и прочую сорность. После вспашки под лён и боронования, помню, постоянный обычай на полосе бросать вверх варёные яйца, чтобы вырос хороший, высокий лён. После всходов посева - вручную тщательная прополка сорняков. На пашне были хорошие условия для выращивания бахчёвых - арбузов и дынь. Помню особенно много хороших, больших арбузов на солнопеке (солнцепеке), и это было далеко от воды, без поливов».

В мастерской, 1961 г. Фото: из личного архива народного художника Михаила Будкеева

В мастерской, 1961 г. Фото: из личного архива народного художника Михаила Будкеева

***

«Нашу артель перевезли позднее. Коммуна уже существовала. Когда мы приехали, там уже были построены длинные одноэтажные деревянные бараки, по 10-15 квартир - если их можно было так назвать. Это сплошные стены - деревянные, разгороженные просто плахами и тёсом, отштукатуренные и побелённые. То есть одна стена из плах на две квартиры — с одной стороны битая глиняная печь и с другой стороны — во второй квартире — такая же печь. Почти во всех квартирах со временем появились щели — сами по себе, а порой искусственные - руками ребятишек-соседей.

Михаил Будкеев. Фото: из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Михаил Будкеев. Фото: из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Тараканы и клопы были общие, семейные секреты общие, коммуна тоже по принципу — всё общее. Таких бараков одноэтажных было где-то три или четыре. Напротив одноэтажных столько же было двухэтажных. В одном из таких двухэтажных квартир, кроме жилья помещалась школа — она служила также клубом, где демонстрировали кинопередвижку и даже ставили свои коммунарские спектакли. В этом же двухэтажном доме, на первом этаже размещалась коммунарская столовая, где готовилась пища на всю коммуну.

Коммунары, особенно коренные, были очень ревнивы и агрессивны по отношению к вновь вступившим. Это проявлялось во всём: был такой неестественный местный «патриотизм». Для вновь вступивших - жильё похуже. За обедом все ходили в столовую с вёдрами. Суп пожиже, лапша и каша — тоже, да ещё и в последнюю очередь.

После привычной, единоличной, простой, но питательной и сделанной по своему привычному рецепту еды, коммунарская не поддаётся описанию».

***

«Новосибирское пехотное училище запомнилось холодной зимой и ускоренными выпусками. Часто зимой днём и ночью проходили войсковые учения, сразу почувствовалась разница в рационе питания, все имеющиеся вещи из гражданки обменивались на продукты или продавались. Учебный взвод, которым командовал лейтенант Ступак, по своему составу был интернациональным, впрочем, как и все другие. Он несколько раз подавал рапорты для посылки на фронт, но как ценного преподавателя, и вообще, как человека стоящего, с большим сроком службы, его не отпускали. Мне, конечно, для прохождения программы подготовки было легче, чем другим: все необходимые знания по уставам я знал, приходилось внимательнее вникать в тактические занятия по командованию стрелковым взводом.

Старая баржа, 1952 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Старая баржа, 1952 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Вскоре состоялся выпуск с присвоением звания лейтенант. Училище располагалось в Новосибирске, и здесь мне впервые в жизни удалось увидеть настоящее искусство живописи в подлинниках. В Новосибирском оперном театре экспонировался ряд произведений, эвакуированных из музеев и галерей Москвы, да возможно и из других городов СССР».

В меланжевом парке, 1964 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

В меланжевом парке, 1964 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

***

«На окраине какого-то села было затишье, все находились в окопах — кто приводил своё оружие в порядок, кто подправлял бруствер окопа, кажется, ничего не ожидалось. Командир соседнего взвода собрал людей у себя в окопе с небольшим перекрытием, и они о чём-то они беседовали, слышалось веселье. Вдруг артиллерийский и миномётный обстрел, прямое попадание снаряда в этот блиндаж — и все погибли. В моём взводе ранило пожилого солдата осколком в лицо, его всего залило кровью, но это было, видимо, не очень серьёзное ранение. Я находился рядом, сделал ему перевязку. Он был в сознании и сказал, что сам дойдёт до санроты».

***

«Тамара Борисовна - заведующая нашим отделением — часто бывала в нашей палате. Читала много стихов, например, Есенина знала всего наизусть. Майор Лихонин также читал стихи, они сменяли один другого, и ещё он очень хорошо играл на гитаре и подпевал красиво и мелодично. Сам он был очень красивый и добрый, рослый, подтянутый очень интеллигентный, чем-то напоминал Михаила Жарова в молодые годы. Николай Игнатов сухой, также стройный, с чёрными густыми бровями, чуть заостренным, гоголевским лицом. Он артиллерист, до службы в армии - архитектор. Когда все мы поближе познакомились, он меня учил рисованию, конечно, насколько это можно было в условиях госпитальной палаты - показывал и объяснял, говорил, что надо поступать в специальное училище, так как для того, чтобы стать художником, необходимы профессиональные знания и система подготовки. Видя мои скромные успехи, говорил: «вернёшься домой — учись на художника». В это время у меня и созрела мысль — выбрать творчество».

Улица Ползунова, 1953 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Улица Ползунова, 1953 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

***

«А 1947 год — это не война, не фронт, это другой «фронт», тут, куда не повернись, всё чего-то не хватает. А в моём положении не хватало всего, начиная от опыта и знаний как выжить. Работая в театре, я, казалось бы, что-то уже мог и умел, даже повысили в должности, приходилось ночами стоять в очереди за хлебом по талонам. В театре зарплата была небольшая, да и в художественной мастерской заработки были небольшие. Жил я у тётки Аксиньи без прописки, а ходить в мастерскую, а потом в театр было далеко и всегда пешком. Автобусов и трамваев тогда не было».

Зимняя лодка, 1960 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Зимняя лодка, 1960 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

***

«В театре главным художником был Смородкин Михаил Павлович. Он был направлен в Бийск после отбывания заключения на Колыме, с ограничением по местожительству. Его осудили за то, что в рисунках на обложках тетрадей нашли какие-то дополнительные штрихи, похожие на шаржи или карикатуры на вождей. Он возглавлял типографские издания. Родом он из Шуи, под Москвой. В заключении обморозил ноги и потому прихрамывал, ходил с тростью. Он был, пожалуй, самый образованный и большой как художник».

Из Монгольских дневников

«Неотвратимо приближается конец нашей работы в МНР, время командировки заканчивается, а сделано мало и незначительно по качеству.

Саранцэцэг, дочь Монголии, 1982 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Саранцэцэг, дочь Монголии, 1982 г. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Сегодня писал пеганку среди множества юрт.

Понимающий по-русски учитель в сомоне нашёл, по его мнению, лучшую лошадь (пегую), её привёл хозяин, и всё время был с ней рядом. Хозяин - Амалгэрэл, пенсионер, и это его личная лошадь. Жильцы юрт облепили со всех сторон, кругом дети и старики, и хорошо, что среди них был учитель Очир. Он переводил мне и просил их не мешать мне работать, но и это бесполезно. Он говорит, что они критикуют, говорят не похоже. Это было в начале, когда я начал писать, потом опять какой-то ропот и специфическое, какое-то цокание языком. Учитель говорит, что «теперь пеганка похожий» — когда я её прописал.

Потом через учителя договорились на завтра, ветеран с удовольствием согласился позировать верхом на пеганке, остался очень доволен, и просил выслать ему фотографию.

После окончания этюда учитель пригласил к себе в юрту. Угостил чаем и архи, и спросил, что он может мне подарить на память — показал бронзовые статуэтки лам и богинь, но я сказал, что могут их забрать на таможне. Потом они посоветовались с женой и предложили древнюю монгольскую живопись, примерно 30х40. Она может сворачиваться на деревянный стержень (при перекочевке) и к ней ещё 3 или 4 маленьких, также на сюжет религиозный, в той же технике, на очень тонком холсте. Краски сделаны по особому рецепту. У учителя много ценных книг по изобразительному искусству, и он даже выписывал журнал «Огонёк». Я мог ему подарить только складной нож, а по возращении домой, ему выслал набор мельхиоровых ложек и ценную книгу по изобразительному искусству через Содномцерена, который тогда работал в сомоне и хорошо знал учителя».

Табунщики Курая. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Табунщики Курая. Фоторепродукция из личного архива народного художника Михаила Будкеева

Читайте также

«Сняли покрывало, народ обомлел». Барнаульский краевед написал книгу о красных директорах

Исследователь раскопал уникальные факты об истории производств в Барнауле (подробнее)