Премия Рунета-2020
Барнаул
+4°
Boom metrics
Звезды24 июня 2017 1:00

Валерий Баринов: Я гарантирую Барнаулу потрясение от спектакля

Актер сыграет в постановке «Скрипка Ротшильда»
Валерий Баринов в Барнауле

Валерий Баринов в Барнауле

Фото: Анна СЕМИНА

Московский ТЮЗ приехал в Барнаул в рамках федерального проекта «Большие гастроли». Зрителю краевой столицы актеры предлагают посмотреть три спектакля.

Один из них – «Скрипка Ротшильда» по пьесе А.П. Чехова. Одну из главных ролей в этой постановке исполняет народный артист России Валерий Баринов. Увидеть ее можно будет на сцене театра драмы 25 июня в 17.30, а 26 июня – в 18.30. На днях известный актер побывал в гостях «Комсомольской правды» - Барнаул» и рассказал о том, что думает об Алтае, его знаменитых уроженцах и главной отдушине – футболе.

Валерий Баринов в Барнауле

Валерий Баринов в Барнауле

Фото: Анна СЕМИНА

Про людей

- Я уже далеко не первый раз в Барнауле. Тут иду по рынку (я всегда в новых городах хожу на рынок), а продавцы узнают, говорят: «Снова приехал». В прошлом году, когда я приезжал на Шукшинские дни, мне подарили мед. В этот раз я решил его купить и сразу отправился к уже знакомому продавцу. Володя его зовут. И знаете, он рассказал, что работает преподавателем в вузе. Вчера принял последний экзамен и вышел продавать на рынок свой мед. И это прекрасно! Он совершенно этого не стесняется. Он продает плод своего труда. Продавцы, кстати, пытались снизить цены, а я отказывался, но нельзя же обижать хлебосолов, поэтому я все принимал с благодарностью.

На Алтае я не раз и даже не второй. Я был здесь много раз с концертами. Но тогда был «чес»: прилетел – отыграли – улетел. Даже не всегда понимаешь, где ты был. Вот что в прошлом году, что сейчас, я, так сказать, приехал основательно, чтобы присмотреться. Алтай невозможно не полюбить. Многие мои друзья, с которыми я дружил и дружу: и Золотухин, и Евдокимов, он, кстати, даже приглашал меня сюда министром культуры, когда был губернатором. Я ему говорю: «Миш, да ты с ума сошел!», а он: «Почему? Это очень поднимет мой престиж». В министры я не пошел, я не чиновник.

Здесь совершенно удивительный край и я говорю даже не про красоту, но эти горы, эта Катунь, это совершенно удивительный зритель, очень благодарный. Ладно я, мне «жарко» - я за зарплату работаю, а они-то что здесь сидят? А они пришли посочувствовать, посострадать, поплакать, посмеяться – а это самая важная задача нашей профессии. Зритель – мой главный партнер. Мы создаем спектакль вместе. Театр – это такое искусство, которое происходит здесь и сейчас. Опускается занавес и все, театр умер, чтобы завтра родиться снова. Я приводил в пример такую ситуацию: даже если на следующий день собрать тех же людей, поставить ту же пьесу и будут играть те же актеры – это все равно будет другой спектакль. Прошли сутки жизни. Именно поэтому театр вечен.

Валерий Баринов в Барнауле

Валерий Баринов в Барнауле

Фото: Анна СЕМИНА

Про Шукшина

Говорить о том, что я поклонник Шукшина – это ни о чем. У нас есть много хороших писателей, действительно больших и великих. Но есть два человека, через сердца которых прошло время, в котором я жил. Если хотите изучать то время, то надо читать Шукшина, слушать Высоцкого. Они все через сердце пропускали. Насколько я знаю, у того же Шукшина на сердце было семь шрамов, а все знали только про два инфаркта. Это все дается не так просто. Когда я приехал в Сростки и пошел смотреть его дом, школу - это все для меня было так близко. Я же сам вырос в деревне! Эти лавочки, эта печка… Это все полыхнуло на меня моим детством. Казенный письменный стол, который стоит в кабинете Василия Макаровича. Там рождались его произведения.

Вообще, я очень хочу сделать программу по Шукшину. С одной стороны, конечно же, не хватает времени, да Бог с ним! Нашел бы! Я не могу в себе перебороть одну вещь: в Сростках мне показали письма его матери, которые она писала своему сыну, когда его уже не было… Я не смогу их просто так говорить (переходит на шепот. – Прим. авт.). Она обращается к нему в чисто русской манере, там такая потрясающая литература: «Сыночек мой, Васенька, сердце мое дорогое, может, найдется человек, который прочитает там тебе мои письма…» Вот я хотел бы прочитать ему эти письма, да и не только ему, но и нам всем. Но пока не могу перебороть себя. Пока это болит и кровоточит. Именно поэтому прошлый приезд был для меня очищающим что ли.

Валерий Баринов в Барнауле

Валерий Баринов в Барнауле

Фото: Анна СЕМИНА

Про природу

В прошлый раз мне показали ансамбль «Алтай», потом рассказали о музеях Золотухину, Евдокимову, о том, что собираются открывать музей Усатовой. Вчера видел портрет Рождественского. Лишь с годами мы понимаем, что это был великий поэт, и он ведь тоже с Алтая. Земля не просто так вскармливает людей искусства и выдающихся людей. Я сам из Орловской области (тогда еще губернии). Эта земля дала миру половину русской литературы: Тургенева, Лескова, Бунина, Толстого. Природа определенно как-то влияет на человека. Алтайский край тоже выпустил из своих глубин столько дарований. Я понимаю, что талант человека строится на боли, на обиде, на любви, и в основном на ней. Я представляю, как Василий Макарович до 16 лет не мог произносить свою фамилию, потому что был сыном врага народа и в деревне его дразнили «вражонок». Как он при этом смог сохранить любовь к тем людям? Все, даже отрицательные персонажи поняты им и пронизаны любовью и болью. Удивительно, как природа, в которой вырос маленький ребенок, влияет на формирование его личности, а иногда и гения. Поэтому природу надо беречь.

Про спектакль

Этот спектакль очень дорог для меня. Я играю его уже много лет, а премьера состоялась в Америке. За исполнение роли Якова я получил, по-моему, все премии, которые выдают в России, и даже некоторые международные. Я не хвастаюсь, мне уже поздно хвастаться. Мне уже скоро 72 года. Тут, скорее, итоги надо подводить, а не хвастаться. В этот завоевавший мое сердце край я привез тоже дорогое для себя произведение. Оно очень сложное, идет полтора часа. Физически настолько сложных произведений у меня никогда не было. Каждый раз, когда в репертуаре возникает «Скрипка Ротшильда», со мной что-то происходит. Я с нетерпением этого жду. Не для того, чтобы порадовать зрителя или удивить его чем-то. Я никогда никого не зову на этот спектакль, я отвечаю: «Приходите, но удовольствия я вам не обещаю. Я вам гарантирую потрясение». Люди не хотят потрясаться. К сожалению, мы разучились сострадать и лить слезы над вымыслом. Зритель принимает спектакль по-разному. В Америке плохо знают Чехова, при этом там наивный, простой, но, в то же время, глубокий зритель. Первую часть они просто ржут. Когда мы приехали в Москву - было совершенно по-другому. Зритель был серьезный и стал «оттаивать» только минут через 20. А от барнаульцев я жду взаимопонимания.

Валерий Баринов в Барнауле

Валерий Баринов в Барнауле

Фото: Анна СЕМИНА

Про футбол

То, что футбол не всегда совпадает с моей работой, всегда приносит мне болевые ощущения. Когда я точно знаю расписание игр в Москве, я стараюсь выстроить расписание так, чтобы это не мешало футболу. Футбол для меня – сохраненное во мне детство. На первом месте, конечно же, моя профессия – театр и кино, а уж потом и футбол. А может и наоборот… Когда не получается роль – я знаю, что с этим делать, а когда проигрывает любимая команда – я не знаю, что с этим делать. Вернее знаю, да и все это знают, но это не всегда правильно. Я помню, когда мы получили право на проведение чемпионата мира, ко мне приехали все телеканалы. Я был грустен, когда спрашивали почему, то я говорил, что украдут же много. Но был один положительный момент, после турнира остались бы стадионы. Но я тогда не знал, что украдут так много…