Премия Рунета-2020
Барнаул
+7°
Boom metrics
Общество15 февраля 2011 9:30

Есть ли нелегалы на барнаульских рынках?

Корреспондент «КП» отправилась с сотрудниками миграционной службы проверять паспорта у торговцев на базарах

Мы уже писали о своеобразном рейде «Комсомолки», в котором пытались проверить: а остались ли на барнаульских рынках столь привычные нам гастарбайтеры - киргизы, узбеки, грузины, так по-особому расхваливающие чудесные фрукты, теплые сапожки и прочий товар. Иностранных граждан мы встретили немало, но вот паспорта у них проверить не удалось, поэтому на тот момент вопрос о легальности их бизнеса остался открытым. Как и вопрос о том, в чем преимущества трудовых мигрантов как специалистов. На сегодняшний момент удалось прояснить ситуацию.

Мигрантам скрывать нечего

Корреспондент «КП» отправилась в рейд по рынкам на этот раз с сотрудниками миграционной службы. Уж кто-кто, а они в такие рейды выходят чуть ли не ежедневно.

Первой точкой «проверки» стал Китайский рынок, за прилавками которого царит настоящая дружба народов.

- Куда пойдем: вниз к прилавкам фруктов или наверх - на вещевой рынок? - спрашивают меня инспекторы. - Ведь когда мы начнем проверку на одном этаже, торговцы с другого немедленно узнают об этом с помощью рации.

«Все схвачено?» - думается мне. Да, определенно схема есть, только, как оказалось, скрывать мигрантам из Таджикистана, Азербайджана и Китая в принципе нечего. Мы подходили к нескольким продавцам в фруктовом павильоне, и у всех был российский паспорт.

- Два года назад (до июля 2009 года) для таджиков и узбеков была упрощенная система получения паспортов, - рассказывает инспектор отдела миграционного контроля УФМС России по Алтайскому краю Алексей Шилов. - Российское гражданство можно было получить в течение трех месяцев, поэтому многие получили паспорта именно тогда.

В глазах у торгующих иностранцев и паники-то не было. Видимо, не раз сталкивались они с такой проверкой.

- В Алтайский край я с мужем приехала в 1987 году: он же здесь учился и работал, - рассказывает продавец фруктов с 12-летним стажем на Китайском рынке Карима Ташбулатова. - В 1992 году он умер, у меня двое детей осталось - вот я и работаю. У нас здесь квартира есть, все есть. В Узбекистане у меня мама, но переезжать сюда она не хочет. А зачем? Там сестры, братья. Это у меня здесь дети родились. Один сын сейчас учится на втором курсе АлтГУ, а второй - в десятом классе.

Свою родину Карима посещает раз в три года. По ее словам, тот, кто там учится и работает, устраивается в жизни вполне неплохо.

- А зачем сюда едут? Откуда ж я знаю, - смеется она. - Я здесь живу. Тут на рынке и новеньких-то нет, все мы давно вместе работаем.

«В Китае населения много, работы нет»

В вещевом отделе Китайского рынка работают те, в честь кого он и назван. Китайцы сидят на маленьких стульчиках перед входом в свой отдел, радушно приглашая посетителей взглянуть на их товар. Получается, у них есть российские паспорта? Нет, но здесь тоже все легально.

- Китайцы устроены здесь как менеджеры, а не как продавцы, - разъясняет Алексей Шилов. - Торговать без паспорта они не имеют права, поэтому на каждой точке обязательно должен быть человек с российским гражданством. Хотя товар принадлежит именно китайцам.

Решив проверить, как исполняется здесь эта схема, мы под видом покупателей заходили в несколько отделов, у которых сидели мигранты из Китая… Но как только мы начинали выбирать любой товар - будь то сапожки, джинсы или пуховик, как в отдел заходили продавцы с явно славянской внешностью.

- Тут легче работать, чем в Китае - делится своей историей помощник в отделе штор Юрий Чамбо. - Там населения много, а работы нет. Поэтому мы сюда приехали с родителями. 5 лет я прожил в Амурской области, а в Алтайском крае живу с 2002 года. Как мне здесь? Тяжело очень, но все хорошо.

После Китайского рынка наш патруль отправился на Сельскохозяйственный. Здесь, правда, лиц с неславянской внешностью можно по пальцам руки пересчитать - и все они с паспортом. Но очень уж они недоверчивы и к беседе явно не расположены. Когда одну из продавщиц попросили предъявить документ, в руки паспорт она так и не дала: смотрите, дескать, на расстоянии.

Следующий пункт назначения - Докучаевский рынок, где обувной сегмент практически полностью занят представителями солнечной Армении.

- В отличие, например, от узбеков, которые считают, что живут в чужой стране, армяне считают себя такими же россиянами, как и все, - предупреждает Алексей Шилов. - Поэтому с ними иногда возникают конфликты.

Благо, что на этот раз все прошло гладко.

Как гастарбайтеру работать легально

- Есть два способа трудоустройства мигрантов: патенты для работы у физических лиц и разрешения на работу в организациях, - поясняет пресс-секретарь Управления федеральной миграционной службы по Алтайскому краю Елена Гречишкина.

Вот захотел человек сделать ремонт в квартире - можно нанять иностранного рабочего. Правда, обязательно с патентом. Иностранцы могут получить его за тысячу рублей в месяц и неоднократно продлевать (до года, а по истечении этого срока нужно обращаться за новым патентом). Патент дает право на трудовую деятельность для личных, домашних и других подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На предприятие мигранты тоже могут устроиться легально, правда, здесь количество мест, в отличие от патента, ограничено как раз до 1 240. Цифра эта устанавливается в соответствии с заявками работодателей. Поэтому хотите привлечь на свое предприятие иностранных рабочих - сообщайте об этом в Управление по труду и занятости населения заранее.

Где мигранты действительно необходимы

Есть в Алтайском крае отрасли, в которых без гастарбайтеров ну просто не обойтись. Сейчас среди работодателей, попавших в квоту, - предприятия горнодобывающей и обрабатывающей промышленности (369 заявок!), сельского хозяйства, строительства, общественного питания (кафе национальных кухонь), оптовой торговли.

- В крае сейчас развивается горная промышленность, а для работы в ней нужны специалисты, - поясняет главный специалист информационного отдела Управления Алтайского края по труду и занятости населения Оксана Токарева. - У нас мало таких работников, поэтому работодатели привлекают их из-за рубежа, в основном из Казахстана и Киргизии. Там эта отрасль развита.

Что интересно, по сообщению Управления по труду и занятости населения, практика найма гастарбайтеров за низкую цену сводится на нет. Так, более 70% рабочих мест предназначено для трудовых мигрантов с высоким и средним уровнем квалификации, на неквалифицированные работы планируется привлечь лишь 0,2% от общего числа иностранцев.

В этом году в Алтайском крае будет меньше гастарбайтеров

Квота для въезда трудовых мигрантов в регионе в этом году сократилась. Если в 2010 году им было выдано 1 593 разрешения на работу, то в 2011-м трудоустроиться на алтайских предприятиях смогут только 1 240 человек. Такую квоту Правительство России установило для нашего региона.

- Алтайский край - трудоизбыточный регион, - поясняет Оксана Токарева. - У нас высокий уровень безработицы, поэтому государство содействует, прежде всего, трудоустройству граждан РФ.