Премия Рунета-2020
Барнаул
+5°
Boom metrics

"Война не только забирала жизни. Она разлучала семьи": новый выпуск программы «Живые письма» посвящен героям Павлу и Александру Лапиным

История Виктории Косныревой, которая нашла своих близких спустя 75 лет после Победы
Совместный проект радио "КП - Самара" и первичной профсоюзной организации "Газпром трансгаз Самара профсоюз"

Совместный проект радио "КП - Самара" и первичной профсоюзной организации "Газпром трансгаз Самара профсоюз"

Война не только забирала жизни. Она разлучала семьи, разводя близких людей на тысячи километров друг от друга. Война стирала связи между людьми подобно тому, как в школьном классе смывают мел с доски - кто не успел записать задание, адрес, имя, фамилию, тот опоздал. Но в школе можно спросить задание у товарищей, а человеку, потерявшему все ниточки, которые связывали его с родными и близкими, остаются архивы. Документы, разбросанные по всей стране.

Наша история посвящена двум братьям, Павлу и Александру Лапиным, прошедшим войну. И хрупкой девушке Виктории Косныревой, которая нашла своих близких спустя 75 лет после Победы.

- Что я знала про своих дедушек и бабушек? Я знала, что они были тружениками тыла, но не воевали. Но я связалась со своими дальними родственниками, и они рассказали, что у моего дедушки были братья - Павел и Александр. Они прошли всю Великую Отечественную войну. Я начала искать их истории на сайте, но там очень много ссылок, очень много однофамильцев, много данных об одном и том же человеке в разных источниках.

Но я нашла по месту рождения - Коми АССР. Я познакомилась с сыном Александра Лапина, узнала, что у меня есть родственник. Мы очень долго говорили по телефону.

Александр Лапин

Александр Лапин

Спустя много лет после Победы Александр Андреевич Лапин оставил записи о своем боевом пути:

«В сорок первом, как поется в песне, «прокричали репродукторы беду». И я 29 июля получил повестку из военкомата, а на следующий день паровоз тащил наш большой состав с призывниками к Ленинграду. Небольшая первоначальная военная подготовка в казарме и в окопы. Нет смысла рассказывать о том, какова была обстановка в 41-м на Ленинградском фронте. Немцы из кожи лезли, чтобы овладеть городом на Неве, а мы костьми ложились, чтобы не отдать врагу на поругание Северную Пальмиру. Много нашего брата там погибло, но город мы не сдали. Мне пришлось держать оборону города на Васильевском острове. Там же, в промежутках между боями, окончил курсы пулеметчиков и младших лейтенантов».

В сентябре 1941 года, когда гитлеровцы вплотную подошли к Ленинграду, Александр Лапин был направлен в составе 701 отдельного учебного минометного полка в качестве командира расчета для отражении атак гитлеровцев под Лигово. Здесь в ожесточенных боях 18 сентября 41 года был легко ранен в левое предплечье осколками вражеского снаряда.

Через два года, будучи в должности командира стрелковой роты в составе 576 стрелкового полка 115 стрелковой дивизии, при наступлении на железнодорожную станцию Пустошка в Калининской области вновь был ранен в это же плечо, но на этот раз тяжело - с повреждением лучевой кости.

Александр Лапин провел в госпитале восемь месяцев, после чего медицинская комиссия признала его ограниченно годным к строевой службе. Он был направлен в Рязань в отдельный офицерский полк, а в декабре 1945 года уволен в запас.

Александр Лапин награжден медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Павел Лапин

Павел Лапин

Павел Андреевич Лапин был призван на фронт в 1942 году, через год после старшего брата. О своих подвигах никогда не рассказывал, и о его боевом пути остались лишь записи в наградных листах, но в каждой строчке документов звучит мужество этого человека.

Из наградного листа к ордену Красной Звезды:

«Товарищ Лапин 23.11.1944 г. при прорыве обороны и боях за овладение селом Остров проявил себя отважным командиром орудия. Его храбрость и смелость служили лучшим примером для его расчета.

Свое орудие под сильным артиллерийским минометным и пулеметным огнем товарищ Лапин выдвинул на близкое расстояние, под покровом ночи оборудовал и замаскировал оборонительный пункт.

С началом боя его орудие вело интенсивный огонь по огневым точкам и скоплениям пехоты противника. Сам Лапин, часто меняя свое положение на местности, непрерывно корректировал огонь своего орудия. Мины и снаряды рвались рядом, но это не смутило его. В этом бою его орудие уничтожило 2 противотанковых орудия, было разбито 4 дома, превращенных противником в оборонительные пункты, уничтожено, кроме того, 2 пулеметных точки, истреблено до 15 солдат противника».

Из наградного листа к ордену Отечественной войны II степени:

«За период боевых действий с 15 по 25 января 1945 года зарекомендовал себя дерзким, бесстрашным командиром орудия. 15 января 1945 года в бою с засадой танков в селе Особница героически отразил контратаку автоматчиков, обеспечив другой батарее возможность вести борьбу с танками и самоходными установками.

25 января 1945 года участвовал в героическом штурме опорного пункта немцев в районе Средний Борвальд. В этом бою он был тяжело ранен, но не ушел с поля боя, с оставшимися в живых товарищами удерживал рубеж до подхода нашей пехоты. Этот бой обеспечил успешное продвижение на большом участке. Достоин правительственной награды - ордена Отечественной войны II степени».

Акция «Бессмертный полк» - это не просто дань уважения родным, защищавшим нашу страну. Для Виктории Косныревой это возможность почувствовать своих близких здесь, рядом с собой, спустя столько лет разлуки. Ведь что есть бессмертие, как не память о близких?

- Когда я печатала текст, слезы наворачивались, переживая за все, что с ними произошло. Очень больно от того, что я раньше ничего не знала о своих двоюродных дедушках. Но ведь лучше поздно, чем никогда.

Я обязательно распечатаю их фотографии, и мы с семьей пройдем по Самаре с их портретами. Я знаю, что, будь у них такая возможность, они шли бы рядом, радовались бы… Но за них это сделаю я.

Александр и Павел Лапины, как и миллионы других, - герои, защитившие нас. Восстанавливая их историю, переписывая наградные листы и архивные заметки, рассказывая своим детям и внукам о своих близких, мы воплощаем в жизнь великую строку из стихотворения Ольги Бертгольц, ставшую символом нашей памяти: «Никто не забыт, ничто не забыто».