Премия Рунета-2020
Барнаул
+5°
Boom metrics

Как заработать, совершая покупки по карте

Выясняем это у начальника управления по развитию карт и кредитов наличными «Альфа-Банка» Николая Волосевича [аудио]
Как заработать, совершая покупки по карте

Как заработать, совершая покупки по карте

Шевцова:

- Здравствуйте! Мы начинаем программу «Личные деньги». Меня зовут Екатерина Шевцова. И сегодня у нас в студии гость. Часто к нам приходит Николай Волосевич, начальник управления по развитию кредитных карт и кредитов наличными акционерного общества «Альфа-банк». Николай, здравствуйте!

Волосевич:

Добрый день!

Шевцова:

- Вы практически наш соведущий с Евгением. Евгений Беляков у нас сегодня в студии, обозреватель отдела экономики.

Беляков:

- Всем добрый день!

Шевцова:

- У нас сегодня достаточно интересная тема. Недавно в приватном разговоре я обсуждала это со своими друзьями и знакомыми. Мы сегодня поговорим о картах с дополнительными преимуществами. Это очень интересная штука, когда имея карту, ничего не делая, вы можете зарабатывать баллы и тратить их на что-то для себя нужное и полезное. Если говорить простым языком, я правильно понимаю, зачем нужны эти карты?

Волосевич:

- Абсолютно верно, но, наверное, давайте дадим небольшое уточнение радиослушателям. Какие карты существуют и о чем это.

В принципе, карточки, которые оформляются в банке, можно разделить на обычные карты как средство для расчетов и карты, как вы сказали, с дополнительными преимуществами. Они бывают нескольких видов. И зависят от конкретных потребностей клиентов. Если обще перечислить, то есть карточки, которые позволяют получать так называемый кэшбэк или, если по-русски говоря, деньги обратно на счет. Вы тратите и на следующий месяц получаете деньгами определенную сумму от своих покупок.

Беляков:

- А можно сразу уточнить? Мне всегда это было интересно. А за счет чего, кто возвращает эти деньги? Получается некая щедрость от банка. Или, как чиновники говорят, откат.

Волосевич:

- Чуть поподробнее об этом дополнительно расскажу.

Второй вид таких карточек – это карточки, связанные с какими-либо бонусными программами, когда вы не получаете в чистом виде денежные средства на счет, но получаете какие-то бонусы, которые потом можно обменять либо на денежные средства, либо на какие-то виды услуг. Например, те же авиабилеты либо какие-то виды товаров. Например, наборы для пикника и так далее. Или любые другие виды товаров.

Третья часть карточек – это, как раз карточки, реализованные в партнерстве с определенными крупными федеральными сетями. Это может быть, например, как у «Альфа-банка» карта «Альфа-банка» и «Аэрофлота», карта «Альфа-банка» и РЖД, в данном случае карта, позволяющая накапливать баллы для обмена их на билеты для последующих путешествий на поезде. То есть, ко-бренд карты, то есть, карты в партнерстве с какой-либо крупной федеральной сетью.

И есть еще четвертый вид карточки – карточка лояльности. Как правило, они могут не давать в явном виде каких-то возвратов бонусов, баллов, денег, призов, но позволяют получать определенные повышенные скидки, например, в определенных группах и категориях товаров. В дальнейшем я приведу примеры более подробно. Они менее распространены, но есть, например, определенные карточки спортивной тематики, которые позволяют владельцу этой карты получать премиальное право регистрироваться, получать более раннюю регистрацию на какие-то спортивные события, если вы являетесь участником этих мероприятий, например, марафонные забеги. Эта карточка может позволять, например, получать дополнительные скидки в магазинах спортивных товаров и спортивной одежды. Узконаправленная определенная спортивная тематика в качестве примеров таких карточек лояльности.

Беляков:

- Мы подвели определенную классификацию. Четыре вида карточек назвали. Давайте поподробнее о каждой из них. Конкретно кэшбэк, карты с возможностью возврата части потраченных денег. За счет чего эта штука работает?

Волосевич:

- Очень просто. Эта штука работает за счет того, что банк делится определенной частью своих доходов с клиентами. Для чего? Очень просто. Как мы в одной из программ рассказывали, конкуренция на рынке существует достаточно высокая. И когда все банки сделали возможность получения и приведения быстрых расчетов с обычных карточек без какой-либо добавленной стоимости для клиента, но постепенно банки начали создавать дополнительные ценности для клиента как возможности получения того же возврата денег. То есть, они начали создавать и выделять свои предложения на фоне остальных конкурентов. Банки, в первую очередь, преследуют цель привлечь к себе клиентов и удержать клиентов. По сути дела, банки делятся частью своих доходов.

Шевцова:

- А вот интересно, какие суммы возвращаются на счет? Я не делаю покупок на 200 тысяч рублей в месяц, значит, мне ничего не вернется? Хотя бы какой размер возврата? От чего он зависит?

Волосевич:

- Приведу в качестве примера ту же карточку «Альфа-банка» с возвратом так называемых кэшбэков, то там можно получить в зависимости от конкретных трат конкретных клиентов, максимальную сумму составляет, например, 36 тысяч рублей в год. Это в годовом выражении.

Шевцова:

- А сколько нужно потратить, чтобы 36 вернуть?

Волосевич:

- В последующем я приведу пример, могу рассказать. Или прямо сейчас можем поговорить об этом.

Беляков:

- Правильно я понимаю, что система такая: банк заинтересован в том, чтобы люди чаще расплачивались картой. Он же с этого какую-то комиссию получает от торговых организаций и так далее. И потом частью этой прибыли банк делится с клиентами.

Волосевич:

-Тут две вещи. Первая – банк заинтересован, когда денежные средства проходят через банк. Во-первых, это остатки у банка на счетах, потому что это возможность дополнительных пассивов для того, чтобы в последующем кредитовать тех же клиентов. Во-вторых, приведу пример типичного поведения клиента зарплатной карты. Это официальные данные того же Центробанка России. Когда зарплата приходит на карточку, большинство наших граждан 80% всей зарплаты снимают наличными. В данном случае банку это не выгодно, потому что деньги уходят из банка, из кассы. Поэтому возможность дать клиенту и пользу, совершая покупки и для того, чтобы сохранить средства в банке, банк заинтересован такие программы создавать.

Отвечая на твой вопрос: банк не получает от торгово-сервисных организаций какую-либо комиссию, банк просто проводит расчеты. Здесь момент следующий: платежная система частично компенсирует. В данном случае идет компенсация не от предприятий торгово-сервисных, а непосредственно от платежных систем.

Беляков:

- С кэшбэком все понятно. Другая карточка.

Шевцова:

- Мне нравится ко-брендовая карта. Я так понимаю, для меня они будут очень даже необходимы. Я, правда, для себя открываю некоторые вещи. Это совместно в сотрудничестве с различными сетевыми и не только сетевыми достаточно крупными компаниями? В чем здесь выгода для человека?

Волосевич:

- Здесь выгода, на самом деле, для всех трех сторон сделки: для клиента, для компании-партнера и для банка. Для клиента выгода заключается в том, что это позволяет получать определенные выгоды, преимущества от этого партнера, который совместно с банком реализовал программу. Потому что в качестве примера: если это карта «Альфа-банка» и «Аэрофлота», то это возможность накапливать баллы, чтобы потом их обменять на те же самые билеты. Вы копите баллы, совершая полеты, получайте баллы от «Аэрофлота». И, совершая покупки, получаете баллы от банка. Потом копите все это на своем счете. И в определенный период времени, когда набрали определенную сумму баллов, сможете ее обменять на билет во время своей поездки.

Беляков:

- Я пользовался. Работает.

Волосевич:

- Тем более, есть хорошие примеры этого.

Для партнера, в данном случае это компания «Аэрофлот», клиент будет больше своих полетов будет привязывать именно к этой компании, потому что, не скроем, прилететь в определенные точки мира можно, использовав билеты разных компаний.

Беляков:

- При прочих равных я выберу, соответственно, ту компанию, у которой у меня карточка.

Волосевич:

- Абсолютно верно.

Беляков:

- Я считал выгоду. У меня есть ко-брендовая карта «Аэрофлота». «Альфа-банк» у нас зарплатный банк. И я, действительно, получил достаточно приличную выгоду, когда посчитал, сколько я трачу на обслуживание карты годовое и за какую сумму я купил эти несколько билетов. Я сравнил, посчитал. Оказалось, что… Где-то в два, а то и в три раза выгоднее получилось.

Самый главный вопрос, который я всем представителям финансовых организаций задаю, в чем подвох? Понятно, создавая любую какую-то ценность или выгоду для покупателя, банк о своей выгоде, естественно, тоже не забывает. Где здесь подводные камни?

Волосевич:

- Я бы не стал применять терминологию «подводные камни», просто для любой такой программы есть определенные правила участия в этой программе. Поэтому при получении любой карты любого банка, когда вы будете такой выбор совершать, обязательно поинтересуйтесь правилами этой программы. И какие ограничения эта программа накладывает на клиента. Это абсолютно открытая информация. Она обязательно размещается и на сайтах в разделе соответствующих программ. И о ней должны обязательно знать сотрудники любого банка.

В качестве примера. По таким программам накапливания бонусов, либо «Миля», если это трэвел-карта, карта путешествий, есть определенные ограничения. Например, баллы не начисляются за снятие наличных. Вы понимаете, потому что вы можете те де 10 тысяч рублей, скажем так, за месяц зачисляя и снимая, деньги, по сути, не увеличились, траты не изменились, но баллы вы получите. Такие операции снятия наличных не распространяются для начисления баллов. Есть ограничения, как большинство банков не начисляют операции для транзакции в казино, на тотализаторах. То есть, такие ограничения тоже существуют в программе.

Важный момент, есть отдельные категории покупок, за которые ряд банков не начисляют. Например, когда вы оплачиваете страховки, как покупка КАСКО, ОСАГО, многие банки не начисляют, в отличие от «Альфа-банка», данные баллы. Потому что, как правило, КАСКО стоит дорого, а у кого-то, если очень дорогой автомобиль, КАСКО может составлять и 80 тысяч рублей в год. Поэтому по этим крупным покупкам часть банков не начисляют эти баллы. Плюс если вы видите очень яркие и активные маркетинговые предложения, например, 5% кэшбэка на счет, то там тоже нужно смотреть ограничения, потому что там может быть, стоят такие лимиты, как не более 50 тысяч рублей через одну торгово-сервисную точку. Что это означает? Если вы решили купить автомобиль, это редко, когда салоны позволяют купить автомобиль за транзакцию по карте, но это означает, что если вы покупаете автомобиль за 500 тысяч рублей, то в расчет баллов будет учтено не 500 тысяч рублей, а только 50 тысяч из 500 тысяч.

Беляков:

- Или только 5% возвращаются с каких-то определенных.

Волосевич:

- Да. Поэтому надо уточнять сразу на входе эти условия начисления баллов у представителей банка.

Беляков:

- Я так понимаю, что надо еще сравнивать. Я как сравниваю: сколько стоит годовое обслуживание. Сколько стоит обычная карта без дополнительной ценности, и сколько стоит карта с дополнительными преимуществами. И я сам пытаюсь вычислить: как, сколько я трачу и так далее. Я так понимаю, здесь тоже надо сравнивать. Если карта обычная стоит 500 рублей, а с дополнительными преимуществами стоит 10 тысяч в год, то, не знаю…

Волосевич:

- Естественно. Это надо обязательно сравнивать, но нужно сравнивать не обычную карту и с дополнительными преимуществами, а сравнивать, какое дополнительное преимущество вы получаете, и перекрывает ли это преимущество стоимость карты. Потому что неправильно сравнивать несравнимые вещи. Карта без преимуществ, поэтому и стоит минимальную сумму. Другой момент: если вы тратите за карту 1200 рублей за обслуживание, но при этом можете в течение года получить выгоду для себя как 8 или 10 тысяч рублей, наверное, это стоит того, ради чего эту карту покупать.

Беляков:

- Хотелось бы взять сразу несколько карт. Но я же понимаю, что надо за каждую платить в виде годового обслуживания, sms-информирования, без которого нельзя в целях безопасности. И так далее. Как определить ту карту, которую хочется взять? Потому что выбор, действительно, большой.

Волосевич:

- Первое. Если вы хотите взять карту с преимуществами, нужно выбрать определенную одну карту. Потому что вы будете зарабатывать столько баллов, насколько больше покупок будете совершать по этой карте. Если вы начнете оформлять несколько карт и пользоваться сразу несколькими картами, вы будете разносить свои покупки по разным картам. И вы не сможете максимизировать свои доходы от покупок. Поэтому если выбирать карту, нужно выбрать одну основную, с которой вы будете совершать покупки. А как ее выбрать, это зависит от конкретных ваших целей и потребностей.

В качестве примера. В карточках «Альфа-банка» представлены различные сферы, которые могут быть интересны нашим клиентам. Это как путешествия – карта от «Альфа-банка» и «Аэрофлота» либо карта «Альфа-банка» и РЖД. Это карта, связанная, например, с питанием, потому что у нас относительно недавно запустился потрясающий ко-бренд проект: карта «Альфа-банк» - «Перекресток». И вы можете, совершая покупки как в «Перекрестке, так и в любых других торгово-сервисных точках, получать баллы и в последующем их обменивать на продукты питания в сети «Перекресток».

Если вы знаете, что очень часто путешествуете, используя железную дорогу, вы можете оформить карту «Альфа-банк» - РЖД. Если вы понимаете, что не хотите копить мили, а просто в моменте уже сейчас получать баллы, потому что в чем отличие? Чтобы получить билет, надо баллы покопить 4 месяца, 5. В зависимости от того, куда вы планируете поехать, на короткую дистанцию или на Дальний Восток. Например, в карте «Перекресток» - «Альфа-банк» можно через месяц уже тратить баллы на конкретные покупки. Если вы хотите получать выгоду уже сейчас, наверное, это будет интереснее: карта «Альфа-банк» - «Перекресток».

Шевцова:

- То есть, нудно привязывать все к своей реальной обыденной жизни.

Волосевич:

- Абсолютно верно. Приведу пример. Если вы заядлый автолюбитель, постоянно ездите на своем автомобиле, то здесь может быть интересна карта «Альфа-банк» кэшбэк, потому что у нас одно из лучших предложений на рынке, когда мы возвращаем 10% на покупки НЗС.

Беляков:

- Условно, таксистам, которые на себя работают.

Волосевич:

- Да. В качестве примера. Если вы постоянно ездите, это первая карта, которую нужно вам оформлять.

Шевцова:

- А можно прийти в «Альфа-банк» попросить помочь вам рассчитать выгоду? Не все обладают необходимыми знаниями. Я тоже, наверное, не разберусь.

Беляков:

- Калькулятор!

Волосевич:

- Для того, чтобы сэкономить свое время, вы всегда можете зайти на сайт «Альфа-банка». Там в разделе каждой такой карты вы можете посчитать самостоятельно, поскольку там сделан удобный калькулятор, который позволяет поставить туда свои траты и получить информацию, сколько вы накопите баллов и на что их можно потратить.

Если вы придете в отделение, естественно, вам так же должны помочь.

Шевцова:

- Вот можно на мне? Я каждый день езжу за рулем. Я трачу на бензин приличную сумму. Могу ли я как-то на этом конкретно сэкономить?

Волосевич:

- Да, я могу вам привести пример. Если вы воспользуетесь картой «Альфа-банк» с кэшбэк, где у нас возвращаются 10% на покупки в АЗС, причем, это не только бензин, это включая купленное масло, кофе тоже будет учтено. В том числе, 5% в ресторанах. И даже анонсирую вперед, потому что в ближайшие буквально дни мы так же к этой карте подключим возможность еще получать 1% со всех покупках в любых других торговых сервисных предприятиях. До недавнего времени это было только 10% АЗС и 5% в ресторанах и в кафе.

Если вы постоянно тратите, то вы можете, например, если сейчас бензин стоит 35 рублей, вы его можете покупать по цене 30 рублей.

Беляков:

- Это не 10 процентов. Это больше.

Волосевич:

- Больше. За счет чего? Во-первых, если вы ездите, например, в год 30 тысяч километров, при расходе 9-10 литров на 100 километров, вы, наверное, тратите в год бензина по цене 35 рублей около 94 тысяч рублей. Крупная сумма.

Шевцова:

- Это мы еще не берем дальние поездки, дачи и прочее.

Волосевич:

- На самом деле, я здесь учел.

Итак, вы тратите в год 94 тысячи рублей. Если мы берем отсюда 10%, то вы получаете в течение года только за счет экономии, покупок бензина и различных покупок на АЗС 9400 рублей. Если вы вдобавок имеете программу лояльности этой конкретной заправки, то вы еще получаете дополнительный возврат денег на бензин от этой программы. Действительно, хотя вы изначально платите 35 рублей за бензин, по итогам года вы проверите: вы покупали бензин за 30 рублей. Экономия может составлять до 15% от покупки бензина.

Беляков:

- Николай, а как теперь разорваться? Карта «Аэрофлот» бонус, а теперь я думаю, что мне нужна карта АЗС! А потом мне еще и продукты питания, я их покупаю. Надо сесть и посчитать. Шевцова:

- Надо пойти в «Альфа-банк» и выбрать, если у тебя есть сомнения. Или выйти на сайт «Альфа-банка», там тоже посмотреть. Поговорить там, правда, не с кем будет. Но информацию получить и рассчитать.

Волосевич:

- И, самое главное, там можно заказать карту и, например, в крупных городах-миллионниках уже действует курьерская служба, и бесплатно доставят вам карту.

Шевцова:

- Прекрасно! Мы еще обязательно поговорим на подобные темы. Будет это не сегодня. Спасибо. Николай Волосевич был у нас в студии.