Премия Рунета-2020
Барнаул
+13°
Boom metrics

Фасон и модели обязательной школьной формы будут утверждать аж на уровне правительства!

Взрослые - за единообразие в одежде, дети - против. Кто прав и кто победит?
Школьников вновь оденут в единую форму

Школьников вновь оденут в единую форму

В российские школы в ближайшем будущем может вернуться обязательная единая форма одежды - с такой инициативой недавно выступил президент России Владимир Путин. На фоне скандала с ношением хиджабов, возникшего в Ставропольском крае, глава государства предложил подумать о единообразии во внешнем виде учеников. На днях поддержать эту инициативу на государственном уровне призвали и представители министерства промышленности и торговли РФ. По их мнению, эти меры помогут стабилизировать непростую экономическую ситуацию в секторе легкой промышленности и обеспечить госзаказами отечественного производителя. Российские кутюрье уже готовят эскизы и модели школьной формы. Так же, как у полиции и военных обновить гардероб школьников хочет, например, Валентин Юдашкин. Но и молодые модельеры будут соперничать с мэтрами, у них есть свои швейные инновации. С высоких подиумов все эти пиджаки, юбки и платья должны перекочевать в школьные коридоры. Планируется, что сама форма будет разных расцветок и фасонов, при ее разработке будут учитываться несколько основных аспектов. Таких, как культурные и климатические. А также этнологические особенности регионов. И каждый школьный товарищ сможет подобрать себе компанию на тот самый вкус и цвет. Российские чиновники планируют учитывать и зарубежный опыт, хотя и там все очень неоднозначно. Если в консервативной Англии ограничились костюмами с гербом, в Индии все школьницы носят только розовое сари, а матроски и короткие юбки уже давно стали брендом Японии. Российские учителя не хотят превращать школы в казармы, но форму, пусть и более демократичную, чем в СССР будут рады видеть. А вот нынешние старшеклассницы введение формы называют модным приговором и просят взрослых все-таки оставить им право на самовыражение. Сегодня инициаторы школьных нововведений успокаивают и школьниц, и родителей, которые выступают против. Без общего согласия отцов и детей униформу обещают не вводить. Как педагоги, учащиеся и их родители относятся к возвращению обязательной школьной формы? Не нарушает ли введение такого дресс-кода прав ребенка? И как влияет одинаковая одежда на психологическое состояние учеников? Плюсы и минусы единой школьной формы обсудим в прямом эфире ток-шоу Елены Афониной «Без компромиссов» на радио и телеканале «Комсомольская правда».

Афонина:

- Итак, я готова представить тех, кто находится в нашей студии. Марина Сизова, педагог-психолог школы №1308, а также писатель-школьник Михаил Самарский. Как вы считаете, чем вызвана вот эта идея введения школьной формы?

Сизова:

- Дело в том, что сейчас в школах учатся дети из разных социальных слоев и не все могут позволить себе разнообразить свой гардероб ежедневно и еженедельно. А ребенок из малообеспеченной семьи может чувствовать себя немного ущербно, поэтому, если будет введена форма, все дети будут изначально на равных условиях. И это, конечно, будет способствовать обучению, а не растрачиванию своих ресурсов на поиск гардероба.

Самарский:

- Ну, здесь как бы такой вопрос сложный. Потому что ученик, который живет в семье с высоким достатком, даже если он будет одет в такой же костюм, как и все в школе, он всегда найдет, чем выделиться. Потому что мы же не знаем, какой телефон у этого ученика лежит в таком же пиджаке, как у всех вокруг. Ну а что касается вообще введения формы - я не против. Единственное, что я сейчас говорю однозначно, что как бы не форма нужна школе, а деловой стиль.

Афонина:

- В чем он выражается?

Самарский:

- Ну, что будет плохого, если ученик придет в джинсах, в пиджаке и в рубашке? Но без галстука.

Афонина:

- В свое время депутаты Госдумы сказали следующее. Когда журналисты приходят к нам на заседание, мы порой в шоке бываем. Потому что они приходят в шортиках, в маечках, а мы в костюмах вынуждены сидеть. С одной стороны, есть определенные понятия о том, что должно, а чего делать нельзя. В школе наверняка тоже такие понятия есть. Но ученикам, например, запрещается приходить в школу, если очень жарко, в шортиках и в маечках или нет?

Самарский:

- Нет, я ж не говорю, что пусть он приходит в шортах с пальмами и т.д. Нет, это будет смешно. Я выступаю за отсутствие крайностей. Вот пришел, допустим, ученик в джинсах и в пиджаке - и зачем из этого делать трагедию?

Афонина:

- Миш, а где лежит эта грань - тем, что джинсы и тем, что шорты? Вспомним, что есть различные молодежные течения. Насколько мы понимаем, люди так тоже самовыражаются. И существует замечательное, на мой взгляд, высказывание - что не запрещено, то разрешено. А посему появление в школе человека, который пришел в суперминиюбке, в кожаных шортах, с шипами по всему телу и т.д., он, как правило, отправляется обратно домой переодеваться или он вместе со всеми садится за парту и продолжает получать знания?

Самарский:

- Да, такие вещи, конечно, я согласен, что это будет выглядеть вызывающе и поэтому я выступаю за какой-то определенный дресс-код… Я приведу вам пример наглядный. Вот я снял галстук и положил в портфель. Заходит учитель и начинаются 15-минутные разборки - как ты посмел зайти на урок без галстука и т.д. Зачем это? Или вот вам еще пример. Утром, собираясь в школу, я разлил на брюки, допустим, чай или молоко и надел джинсы. Пришел в школу и опять - на пороге тебе сразу разборку устраивают…

Афонина:

- Миша, вы живете в счастливое время…

Самарский:

- Да, сейчас уже другое время…

Афонина:

- Да, но вы сказали одну очень важную вещь. Ведь люди же понимают, говоря о шипах и прочем, что так нельзя. Ну так в том-то и дело - раз приходят, значит, не понимают.

Самарский:

- Ну, есть такие персонажи.

Афонина:

- Правильно. Может, как раз на них-то и рассчитан закон о том, что давайте введем единую школьную форму? Тогда не будет разночтений, что можно, а чего нельзя, что хорошо, а что плохо… Поскольку мы заговорили о законах, хочу пригласить в нашу студию заместителя председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаила Дегтярева. Вы за школьную форму?

Дегтярев:

- Не просто за. Я единственный депутат Госдумы, который внес формально поправку в Закон об образовании ко второму чтению о введении обязательной формы. У нас, как оказалось, очень много сторонников по опросам ВЦИОМ - 65% россиян поддерживают введение школьной формы. Обязательную форму в общеобразовательных учреждениях для школьников утверждает правительство России, и не просто форму, а образцы формы.

Афонина:

- То есть, фасон, покрой, длину юбки?

Дегтярев:

- Да, эскизы. И не один эскиз. То есть, мы даем свободу правительству. У нас есть Якутия, где зимой минус 60, есть Кубань, где зимой 0 градусов. Поэтому мы предложили с коллегами ввести единую школьную форму независимо от национальных регионов.

Афонина:

- То есть, с одной стороны, вы понимаете, что есть разница в климате, есть разница в менталитете, есть разница в вероисповеданиях…

Дегтярев:

- Конечно. Я лично не дискутирую с противниками школьной формы, потому что считаю, что не о чем дискутировать. Я дискутирую лишь с теми, кто считает, что регионы должны устанавливать свою школьную форму. Потому что у нас, повторяю, многонациональная страна. У нас есть Татарстан, Башкирия, республики Северного Кавказа, где есть риск, что региональные органы государственной власти введут в школьную форму элементы национальной одежды.

Афонина:

- То есть, проще говоря, тот самый хиджаб, от которого сейчас все отталкиваются?

Дегтярев:

- Конечно, это огромный риск. Почему русские школьники должны носить это там или, например, если их родители военные и переедут в другой регион, везти с собой это произведение, - непонятно.

Афонина:

- Михаил, а вы школьную форму советского времени застали?

Дегтярев:

- Да, я носил ее и гордился ею. У меня очень много фотографий. Это было в начале 90-х годов.

Афонина:

- Это была уже измененная школьная форма, правильно? Темно-синяя, та, которая последовала за шерстяной коричневой.

Дегтярев:

- Да, под джинсу.

Афонина:

- Так вот, этот переход от одной школьной формы к другой в то время был воспринят так - наконец-то мы получили хоть какое-то разнообразие. Потому что мальчики обязательно были в одной форме, девочки обязательно были в шерстяных платьях…

Дегтярев:

- Конечно, поэтому свобода должна быть. Правительство примет несколько вариантов. Летняя, зимняя школьная форма. И вот сейчас начинается еще демагогия - вот, хотят поднять легкую промышленность, это породит коррупцию на закупках. Мы вообще об этом не говорим. Хотите - шейте в ателье, хотите, шейте за границей себе форму, если вы богатые люди. Но формат, эскизы и фасон утверждает правительство. Они едины для всей страны, для всех школьников.

Афонина:

- Прекрасно. За чей счет будет шиться школьная форма?

Дегтярев:

- За счет родителей. Как и сегодня, родители тратят каждый раз на одежду своих детей деньги, почему бы не потратить их на единую школьную форму? Но для малоимущих есть такая строчка: если среднедушевой доход семьи меньше среднепрожиточного минимума, то это субсидируется. Но таких семей немного - 10-15% в стране.

Афонина:

- Марина, скажите, вот понятно, что мы в какой-то степени пытаемся то ли вернуть прошлое, то ли мы пытаемся приблизиться к таким брендовым западным образцам, когда, если говорят, что это Кембридж, то понятно, что это такая форма… То есть, вот то, о чем говорил сейчас Михаил. Когда будут все в одном материальчике, в одном фасончике. С одной стороны, казалось бы, уравнивает. С другой стороны, те дети богатых родителей, о которых мы говорили, у них давно уже свои учебные заведения и в обычной средней школе…

Дегтярев:

- Большое заблуждение.

Афонина:

- Да что вы?

Дегтярев:

- Мест не хватает для богатых уже.

Афонина:

- Ну, это уже другой разговор. В обычных средних школах мест для богатых просто не хватает. Они приходят и говорят - ребята, я хочу у вас учиться, а им говорят - нет…

Дегтярев:

- И хочу, чтобы была целая парта с двумя стульями.

Афонина:

- Так вот, насколько психологически важно для ребенка выделяться из общей толпы? Выделяться даже в том, что касается одежды? И насколько важно это для формирования самоощущения среди себе подобных? Насколько важно выбиваться среди сверстников?

Сизова:

- Вы знаете, в нашей школе 10 лет уже существует школьная форма и я могу сказать, что ни одного ребенка, похожего на другого, я не вижу. Каждый находит чем выделиться, даже при наличии школьной формы. Это и прически, и обувь, и какие-то аксессуары, способ ношения одежды. Поэтому не суть в форме как таковой, а в том, как ребенок сам захочет себя предъявить и показать.

Афонина:

- Ну, тогда ничего страшного в форме нет, получается?

Сизова:

- Конечно, нет.

Афонина:

- То есть, даже если будет общая форма введена, Миша все равно найдет, чем выделиться.

Дегтярев:

- Выделяться нужно в секциях спорта, в кружках, в семье, где угодно. А в школе нужно учиться и выделяться знаниями - это главный критерий.

Проблема в другом. Вы понимаете, когда вводится вот такая стопроцентная обязаловка, то обязательно начинаются какие-то злоупотребления. Давайте уже будем говорить прямо - все зависит от директора, от администрации… Один будет думать о здоровье своих учащихся, о комфортности, о красоте, о полезности этой формы, а другой будет думать о том, как бы куда-то просунуть и где-то разместить заказ, чтобы получить какой-то определенный дивидент… Здесь должен быть строгий общественный контроль. Можно формально подойти и там, где директор - диктатор, там все будет работать на то, как он скажет. И подмахнут, и проголосуют, но страдать будут в конечном итоге дети.

Афонина:

- Так, может, Михаил прав и в крупных универмагах, как это было раньше, должны появиться отделы школьной формы, где она будет продаваться?

Дегтярев:

- Именно так. Не директор говорит, где централизованно, а вы ходите и выбираете.

Афонина:

- То есть, мы возвращаемся к практике советского времени, где в магазинах были отделы школьной формы, куда раз в год приезжали родители закупаться…

Дегтярев:

- Можно о других странах сказать? Япония, кстати, не самая отсталая страна, а всего 10 лет назад она ввела единую школьную форму. Сначала наотрез подростки отказывались ее принимать. Сегодня мы видим, что это стало культом. Они и в выходные в ней выходят, и в кино мы это видим… То есть, в Японии это стало модным - школьная форма в принципе. Потом, есть разные страны, их десятки, начиная от продвинутой Японии и заканчивая маленьким Кипром или, например, исламской Индонезией. Там вообще в начальной школе все ходят в вишневых шортиках (мальчики), а уже ребята постарше в синих шортиках и в белых рубашечках. Вот так принято у них в обществе. Девочки, соответственно, ходят в платьях. Поэтому я хочу сказать, что школьная форма, к сожалению, у нас в стране всегда была предметом каких-то политических баталий и торга. Если взять гимназистов, советская власть отменила их форму, как «пережитки буржуазного строя» или там, как они говорили «пережитки буржуазии». Советскую форму в 1992 году отменили опять по политическим мотивам, как пережитки советского прошлого. Никто о детях вообще не думал, я имею в виду из правителей - ни большевики, когда отменяли гимназистскую форму (прекрасные были гимнастерки, шинели, фуражки), ни новые демократы в начале 90-х, когда отменяли советскую форму.

Афонина:

- Ну так мы детей-то в какую идеологию хотим сейчас возвратить?

Дегтярев:

- Да не нужна идеология. Надо говорить о том, что никакого неравенства не должно быть.

Афонина:

- Так это и есть та самая идеология.

Дегтярев:

- Нет, неравенство в школе реально травмирует детей - думаю, со мной все согласятся…

Афонина:

- Миш, тебя реально травмирует, что кто-то в школе одет лучше, чем ты?

Самарский:

- Если честно, нет.

Дегтярев:

- Михаил у нас в Твиттере самовыражается и я лично его читаю, как депутат Госдумы, говорю это открыто. И прекрасно самовыражается. И пишет книги. При чем здесь вообще форма? А вот когда идет соревнование брендов - у кого дороже джинсы, у кого круче айфон и т.д., у кого дороже свитер - вот это проблема, к сожалению.

Афонина:

- Слушайте, но вам Марина несколько минут сказала, что самовыражаться все равно продолжают. Теми же ботинками, айфонами, галстуками и так далее.

Дегтярев:

- Конечно. Но это не так явно. Это уже признак индивидуальности появляется. А здесь меряют все, к сожалению, богатством или состоянием своих родителей.

Афонина:

- Михаил, я вам возражу. Дело в том, что вы же не можете всех одеть в верхнюю одежду одинаково, да? Вот вам и самовыражение. Он идет в школу, его привозят на Бентли…

Дегтярев:

- Вы правильно сказали - Бентли это за пределами школы. Но внутри школы…

Афонина:

- При желании, если там такие дети будут учиться… то там никого не удивишь…

Дегтярев:

- К сожалению, отсутствие формы воспитывает фактически в человеке потребителя. То есть, меряются не знаниями, не своими умениями, не отметками, а брендами.

Афонина:

- Михаил, да наигрались уже, я думаю… Сейчас эта проблема уже неактуальна…

Сизова:

- А что, если сказать, что нужен деловой стиль? Вот просто сказать: ты должен быть в пиджаке, в рубашке…

Самарский:

- Да, сказать, допустим, что не надо приходить в школу в шортах и т.д.

Дегтярев:

- Мы допускаем, что правительство утвердит просто деловой стиль. Мы сейчас говорим о поправке в Закон об образовании. Там русским языком написано: правительство устанавливает эскизы и общие формы вводятся обязательные на всей территории России. Все. Если утвердит правительство белую рубашку и темные брюки - ради бога.

Сизова:

- Вот вы сказали, что в Японии очень хорошо прижилась школьная форма. Почему? Потому что она реально понравилась детям. Вот если бы ввести ту форму, которая понравится детям…

Дегтярев:

- Это уже вторая часть обсуждения. Это уже с правительством.

Афонина:

- А чего они хотят?

Сизова:

- Девочки хотят, например, не прямые пиджаки, а приталенные и укороченные. Мальчики хотят иметь не классические серые брюки, а зауженные.

Афонина:

- Марина, но вы же понимаете, что фигуры у девочек и у мальчиков, особенно у подростков, настолько разные, что какой-то девочке приталенный пиджачок, утвержденный правительством, может идти, а для другой девочки этот пиджачок станет наказанием…

Дегтярев:

- Вы совсем уже в детали ушли…

Афонина:

- Нет, это не детали. Слушайте, мы все учились в школе… И кошмаром для девочек и мальчиков было именно то, что невозможно было исправить фасон этой школьной формы. Вы, наоборот, хотите дать детям еще большие психологические травмы, чем они их получают сейчас от того, что у какого-то мальчика галстук от Дольче Габбана, а у меня…

Сизова:

- Обязательно должна быть вариативность, потому что есть дети, которые очень консервативны и им не подходит модная одежда, так скажем, и им нужен строгий деловой костюм. И эта альтернатива должна быть у каждого ребенка. И, конечно, особенности фигуры - строгий деловой костюм подходит всем, поэтому…

Самарский:

- Я вот знаю школу, я там учился, где нас заставляли носить ядовитый зеленый цвет. А как я могу его надеть, если я на него смотреть не могу?..

Афонина:

- Возвращаемся к тому информационному поводу, который натолкнул, в том числе, и первых лиц государства задуматься о возвращении школьной формы. Если мы говорим о том, что каждый имеет право на самовыражение, то где эти границы самовыражения? Например, мое религиозное убеждение должно каким-то образом сказываться на той школьной форме, в которой я прихожу в учреждение? И почему?

Дегтярев:

- Нет и еще раз нет.

Афонина:

- Почему политические убеждения могут сказываться, а религиозные нет?

Дегтярев:

- Да я вот как раз и говорю, что не могут. У нас в стране две общепризнанные обществом вообще говоря цветовые комбинации. Это триколор и георгиевская лента. Это вообще не вызывает ни у кого никаких сомнений. Поэтому какие красные, какие зеленые? Правительство это учтет, поверьте мне, при принятии эскизов.

Афонина:

- Михаил, простите, вы сейчас Конституции противоречите. В Конституции есть свобода совести и самовыражения.

Дегтярев:

- Да, пожалуйста. А совесть - это что такое? Это внутри. Верь - пожалуйста. Ходи в церковь - пожалуйста. Ходи в мечеть. Но при чем здесь школа? Совесть - это внутри. А форма - это снаружи.

Афонина:

- Правильно. А если мои родители, мое окружение, общество, в котором я вращаюсь, говорят, что только так ты должна выходить на улицу, ты должна идти в школу… Где прописано, что я не могу в школу ходить в хиджабе?

Дегтярев:

- В том-то и проблема. Это атака на устои государства.

Афонина:

- Да почему атака-то?

Дегтярев:

- Вот эти несколько семей в Ставрополье. А нам это не нужно - государство - расслоение ни по материальным признакам, ни по религиозным признакам, ни по идеологическим. Именно для этого я лично предложил, чтобы школьную форму утверждало именно федеральное правительство.

Афонина:

- Завершая нашу программу, давайте мы чуть-чуть поностальгируем. Ведь не случайно в свое время соцсеть под названием «Одноклассники» возбудила в народе такую тягу к ностальгии и те фотографии, которые там публиковались, были из того прошлого, где мальчики были в костюмчиках, а девочки в платьицах и фартучках. Значит, вероятно, и новое поколение рано или поздно будет говорить - эх, в наши-то годы какая была форма.

Доживем ли до этого, узнаем. Спасибо всем.

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>