Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+1°
Boom metrics
Общество25 октября 2019 8:52

Почему не нужно бить по спине подавившегося и совать нашатырь в нос тому, кто в «отключке»

Журналист «КП» прошла двухдневные курсы в Красном Кресте и научилась приводить человека в сознание
Срок действия сертификата – три года. Срок действия полученных знаний и эмоций – неограничен.

Срок действия сертификата – три года. Срок действия полученных знаний и эмоций – неограничен.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Мои домашние поголовно повернуты в восстановительное положение, а рыбки в аквариуме знают, в чем особенность СЛР утопленников. Вот что значит быть сертифицированным помощником. И хотя срок годности карточки с Красным Крестом – три года, курсы первой помощи так просто не забываются.

СПАСТИ ЭПИЛЕПТИКА

Санкт-Петербургское отделение Красного Креста. Девушка с красными волосами отрывает кусочек малярного скотча, выводит на нем «Юлия» и клеит на свою футболку. То же самое предлагает сделать и нам – мне и еще десяти жаждущим научиться первой помощи. Не «первой медицинской», сразу оговаривает инструктор Юлия Шлыкова: это юрисдикция фельдшеров.

Наша команда настроена серьезно. Мы готовы посвятить двухдневным курсам все выходные с десяти утра до шести вечера с перерывом на обед и даже заплатить за это – хоть и символические – деньги*. В одном круге – молодые родители Антон и Ксения (имена однокурсников изменены. – Прим. ред.), хозяин салона модификаций тела Максим и его коллега Анна, воспитатель сложных детишек Алина и студентка Мария.

В первой помощи вообще не ищут пульс: здесь основываются на дыхании.

В первой помощи вообще не ищут пульс: здесь основываются на дыхании.

Фото: Олег ЗОЛОТО

После краткого экскурса в историю Красного Креста каждый рассказывает, что его сюда привело. Супружескую пару – забота о детях. Анне и Максиму эти знания пригодятся в работе. Я мечтала попасть сюда последние полтора года. Зачем? Если «вдруг что», то хочется не растеряться: замешательство может стоить любимым жизни.

– В моем прошлом была ситуация, когда я могла бы помочь, – вскользь упоминает инструктор. – Но не помогла: тогда еще не знала, как. Именно поэтому теперь я здесь.

Чтобы запомнить все, открываю тетрадь для важных конспектов: первая помощь поместится между «дворцами памяти» и генеалогическим древом. Начинаем с главных правил. Почти все они – о помощи… самому себе: не лезь туда, где опасно, ведь «один пострадавший всегда лучше, чем два»; защитись от инфекций; не забудь о психологической разгрузке после экстремальной ситуации, а если стресс накрывает «в деле», то «заземлись» – остановись на секунду и закрой глаза.

Если малыш подавился и не дышит, стучать по его спинке и груди важно под углом 45 градусов.

Если малыш подавился и не дышит, стучать по его спинке и груди важно под углом 45 градусов.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Еще в первой помощи есть важные «не». Не стоит приводить человека в сознание: если организм «отключился», значит, так надо. А уж тем более не надо использовать нашатырь, который слишком экстренно приводит в чувства и может убить! Не нужно использовать жгут: его слишком сложно наложить так, чтобы пользы было больше, чем вреда. Еще одно «не» звучит как «Не суй в рот» – ни медикаменты, ни трубки, ни ложки.

– Так ведь эпилептик себе язык откусит…, – негодует аудитория.

– Это миф: язык мышца, а при судорогах они сокращаются, так что прикусить можно разве что кончик языка, – поясняет инструктор. – Все, что можно сделать при судорогах, в том числе эпилептическом припадке, – подложить мягкое под голову человека, ни в коем случае не держать его и, главное, отгонять от него людей с ложками. В мире мало эпилептиков с прикусанными языками, зато намного больше – со сломанными зубами и челюстями.

ЖИВОЙ ТРУП

Первая помощь – это вам не с места в карьер. Сначала нужно убедиться, безопасно ли тебе и пострадавшему, выяснить или предположить, что случилось. Важность этого правила мы хорошо прочувствовали в сценке, когда всех по очереди «убило» током.

Затем нужно попросить разрешения помочь. Без него лезть с благими намерениями законно только к детям до 14 лет, если с ними нет взрослых, или к человеку без сознания (потому что «молчание – знак согласия»). Следующий пункт – осмотр пострадавшего: важно выяснить, дышит ли человек и есть ли у него кровотечение.

Руки нужно ставить на среднюю треть между ямкой у ключиц и солнечным сплетением.

Руки нужно ставить на среднюю треть между ямкой у ключиц и солнечным сплетением.

Фото: Олег ЗОЛОТО

– А вот пульс мерить не надо: в стрессовой ситуации даже профессионал может принять свой пульс за чужой, – предостерегает Юля. – Один наш опытный инструктор однажды нащупал пульс у трупа.

Дыхание – верный спутник сердцебиения. В темноте почувствовать его можно слухом и тактильно. На обочине шумной автострады дыхание можно увидеть по движению груди и живота.

Наконец, следующий этап – звоним в «112» или «103». И лишь потом бросаемся помогать.

30 нажатий – два вдувания. Простая схема, которая спасает жизни.

30 нажатий – два вдувания. Простая схема, которая спасает жизни.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Единственное исключение – кровотечение. Оно настолько опасно, что по очередности опережает даже звонок в «скорую». Остановить сильное кровотечение можно прямым давлением на «дырку» в теле или давящей повязкой. Ее, кстати, легко соорудить даже на пляже – из камня и собственных плавок.

ПОСТРАДАВШИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Индивидуальностей много, а вот пострадавших всего четыре типа. Первый – когда человек и в сознании, и с дыханием. Такие товарищи не требуют дополнительных манипуляций. А вот типов второго типа – дышащих, но без сознания – придется повернуть на бок, в так называемое «восстановительное положение», иначе человек может задохнуться из-за собственного языка или рвоты.

Сохранить оторванную конечность поможет двойной пакетик. В наружный нужно налить холодной воды.

Сохранить оторванную конечность поможет двойной пакетик. В наружный нужно налить холодной воды.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Важно проверять дыхание каждые две минуты, пока не приедет «скорая». Если оно исчезнет, второй тип пострадавшего превратится в третий – без сознания и дыхания. А значит, самое время для сердечно-легочной реанимации (СЛР). Дышать «рот в рот» и «качать» сердце можно только на жесткой поверхности по схеме «30 нажатий – два вдувания». Нажатия нужно делать быстро, 100-120 в минуту.

Не бойтесь сломать ребра, Фемида будет на вашей стороне: бездыханному кости вообще не пригодятся. Тренировочные манекены показывают, что ты «достал» до сердца, щелчком. Вот только «люди не щелкают». Продавливать грудную клетку нужно посередине грудины где-то на треть глубины. Это трудно. А потому одна из причин остановить реанимацию – усталость.

– Был случай: у бабушки остановилось сердце, дедушка вызвал «скорую» и стал делать ей СЛР, – поясняет инструктор. – Когда врачи приехали, то мертвы были оба.

Наложить давящую повязку можно даже на шею, просто делать это нужно через руку пострадавшего.

Наложить давящую повязку можно даже на шею, просто делать это нужно через руку пострадавшего.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Для детей от года до семи лет правила те же, но надавливать на грудь нужно одной рукой. Реанимацию младенцев и вовсе проводят двумя пальцами и крошечными вдуваниями «как свечку задуть». Еще одна особенность в том, что реанимация для малышей начинается с пяти вдуваний в рот. С пяти вдуваний начинают откачивать и утопленников.

Четвертый типаж пострадавшего – когда сознание есть, но дыхания нет – в народе называют «подавился». Если человек кашляет, не торопитесь лупить его промеж лопаток: наклоните его вперед – и кашель сделает свое дело. А вот если кашля нет, значит, дыхательные пути перекрыты полностью. И вот здесь удары по спине уместны, их нужно чередовать с толчками в солнечное сплетение под ребра. Подавились в одиночестве? Придется уронить себя животом на спинку стула.

ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ

Второй день полезных выходных начался с Главного военно-морского парада. Пока за окном мимо Петропавловки на встречу с главнокомандующим шли корабли, мне «выпускали» бутафорские кишки. Часть внутренностей выпала на пол. А, как гласит одно из правил первой помощи (и здравого смысла), собирать органы с пола и засовывать их обратно нежелательно. Пришлось товарищам строить на моем животе и на полу колодец из бинтов и тряпок. Эту конструкцию нужно накрыть сверху влажной тканью и пленкой, главная задача – чтобы внутренности не засохли до приезда врачей.

Инородные тела вытаскивать нельзя: перекрывая поврежденные сосуды, они не дают человеку истечь кровью.

Инородные тела вытаскивать нельзя: перекрывая поврежденные сосуды, они не дают человеку истечь кровью.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Нечто похожее соорудили и на ноге Маши, в которую «воткнулся» нож. С инородными предметами все наоборот: их нельзя вытаскивать.

После ран приступаем к травмам. Подопытным стал Антон, самый тяжелый. Но калечить мы его не стали: просто положили на самодельные носилки и отработали приемы транспортировки. Хотя один раз Антону и правда стало не по себе, когда мы задели его головой дверной косяк.

– Подозреваете внутричерепную травму? Задайте простые вопросы, – советует специалист. – Однажды коллеги работали на аварии под Москвой. Разбилась легковушка, мужчина пострадал, а вот женщина внешне была невредима, помогала, хлопотала вокруг супруга. Но когда ее на всякий случай спросили: «Где мы находимся?», – то тут же отправили в больницу. Она ответила: «Под Петербургом».

Ожоги важно охлаждать в течение 15 минут, но не стоит делать это резко, ведь можно заработать еще и обморожение.

Ожоги важно охлаждать в течение 15 минут, но не стоит делать это резко, ведь можно заработать еще и обморожение.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Тема про неотложные состояния развенчала сразу несколько мифов. Нет, солнечные ожоги – да вообще любые – нельзя мазать сметаной, маслом и всем, что содержит жир: он мешает лишнему теплу покинуть ткани. Нет, при переохлаждении не стоит поить человека горячим крепким чаем (лучше слабым теплым) и спиртным: согревать организм нужно постепенно.

Экзаменом для нас стал большой практикум. Сначала я в числе спасателей вытаскивала пострадавших из горящей маршрутки (ее мы собрали из стульев, ковриков и воображения). А потом спасали уже меня – посетительницу кафе с шавермой, где взорвался баллон с газом.

– Говорят, что после наших курсов неприятности будто притягиваются. На самом деле люди просто начинают замечать и перестают проходить мимо тех, кому нужна помощь, – подытожила Юлия. – Но надеюсь, эти знания вам никогда не пригодятся.

В ТЕМУ

До конца ноября 2019 года Санкт-Петербургское отделение Красного Креста (улица Миллионная, 11) при поддержке Фонда президентских грантов проводит бесплатные восьмичасовые курсы для добровольцев любых некоммерческих организаций города.

Первая помощь при ушибе – холод. Сгодится даже бутылка воды.

Первая помощь при ушибе – холод. Сгодится даже бутылка воды.

Фото: Олег ЗОЛОТО

ТРИ РАСПРОСТРАНЕННЫХ СИТУАЦИЙ:

1. Боль в груди (инфаркт?).

Симптомы: боль в груди, страх смерти.

Помощь: вызвать «скорую», обеспечить приток свежего воздуха и покой.

2. Инсульт.

Симптомы: неадекватное поведение, раскоординированные движения.

Тест: попросить улыбнуться (улыбка будет кривой), поднять руки (одна будет выше другой), ответить на простые вопросы (возможно, не сможет говорить или будет отвечать невпопад).

Помощь: «скорая», обеспечить покой.

3. ДТП.

Помощь:

– выставить аварийные знаки, выключить зажигание, поставить машину на ручник, колеса вывернуть в сторону обочины;

– если машина не горит, то доставать людей с дыханием из нее не нужно: у них может быть травма шейного отдела позвоночника;

– если горит, то воспользоваться огнетушителем, а затем достать людей;

– если человек не дышит, его также придется достать, чтобы провести СЛР.

* Средства идут на развитие программ Российского Красного Креста