Озеро Глушица. Обещанных местным жителей полчищ чаек тут не обнаружилось.
Фото: Александр РОГОЗА
Съемочные группы тормозят у обочины. Дальше не проехать. Оперативные полицейские блокпосты тут. Всех заворачивают. Снимать блестящий на солнце борт А321, героически посаженный прямо на мокрую от недавних дождей землю, можно только издалека. Вон он, почти в километре, за большим кукурузным полем. У полицейских все по-серьёзному - сотрудники ходят туда-сюда по периметру. Не проскочить.
ИХ НА ОЗЕРЕ ПОЛНО?
Многие местные, жители деревни Рыбаки, тоже примчались сюда - на великах или пешком - поглядеть на это чудо. Правда, тех, кто видел, как садился самолёт, как из высокой кукурузы выходили пассажиры, здесь нет.
- Да никто и внимания на этот самолёт не обратил, - говорит мужичок с седыми усами и со знанием дела чертит в воздухе воображаемую линию. - Самолеты пассажирские из Жуковского у нас здесь постоянно летают. У них тут глиссада (так называют траекторию полёта летательных аппаратов, но это касается только посадки, - Авт.) проходит. Они как летели на юго-восток, так в поле и сели.
Мужичок заводится. Рассказывает, что на днях жена тем же рейсом в Симферополь улетела с внуками на отдых.
- Они, может, на этом самом самолете и летели, - говорит. - Бывает же!
Разговорились с двумя пенсионерами, стоящими поодаль от толпы зевак. Один из них, Александр Малютин, когда-то сам работал в ЛИИ (Летно-исследовательский институт имени Громова, его взлетно-посадочную полосу сейчас использует аэропорт «Жуковский»). С другом они как раз обсуждают сообщения о том, что оба двигателя А321 вышли из строя при наборе высоты, когда в них попала стая чаек. Эта информация пенсионера нисколько не удивляет.
- Здесь неподалеку есть озеро - Глушица. И там этих чаек полным полно, - говорит Малютин. - Там же расположена свалка, которая для них как обеденный стол. Сколько работал, всегда приходилось бороться с ними. Собиралась целая команда людей, которая по весне отправлялась в эти места и собирала яйца. Ну, чтобы птенцов меньше было. Но их популяция до сих пор не уменьшается, если не увеличивается.
По словам Малютина, истории с попавшими в двигатели взлетающих самолётов птицами случаются нередко.
- Это нормальная практика. Когда двигатель конструируют, его обязательно проверяют на «птицестойкость». По хорошему, он и утку должен победить, и даже гуся...
У места аварийной посадки самолета "Уральских авиалиний" в Подмосковье.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
«НАДО БЫЛО В ИЮНЕ ПРИЕЗЖАТЬ»
Я рванул к Глушице. Хотелось снять это безобразие: полчища белых чаек.
Но на берегу озера меня ждало разочарование. Полная тишина. А чайки-то где?!
- Ты что-то поздновато приехал! - отзываются кукующие в камышах рыбаки, два крепких мужичка за пятьдесят.
- В каком смысле?
- В июне надо было приезжать. Ну, в крайнем случае в середине июля. У нас тут на Глушице и на Москва-реке (она протекает в паре сотен метров, - Авт.) тысячи чаек гнездятся. Ты не представляешь, что тут тогда происходит. Вся водная гладь в птице. Но птенцы встали на крыло и чайки куда-то снялись.
Один из рыбаков - я уже понял, что в Жуковском это традиция - оказался бывшим сотрудником ЛИИ, механиком.
- Я когда по телеку услышал про стаю чаек в это время года, удивился. Может куропатки там были, не знаешь? В принципе, в траве на лётном поле куропатки могут быть...
- А свалка тут у вас есть?
- Иди по тропинке вдоль берега. Только свалку пару лет как закрыли. Но кто его знает.
В общем, чешу вдоль берега. Тропинка спрятана где-то внизу, мне приходится плыть, подняв руки вверх, в целом море крапивы. Наконец, вижу. Перемолотые с землей целлофановые пакеты, пластиковые бутылки и прочий хлам. Чаек нет. А мусор, судя по всему, старый. Ни запаха гниющей органики, ни промышляющей живности. Лезу на самую высокую кучу. Нет. Никаких признаков птичьих стай.
Мусор перестали привозить сюда уже два года назад.
Фото: Александр РОГОЗА
Побродив полчаса по старой свалке, натыкаюсь на парня-узбека.
- Я тут сторож. Слежу, чтоб никто мусор не завозил, - объясняет.
- А я вот чаек ищу.
- Чайки? - махнул мне рукой. Мол, пошли.
Спускаемся в зарослях камыша к берегу. Небольшая бухточка. И вдруг из-под берега вверх поднимаются птицы. Штук пять чаек (на стаю это точно не тянет). Четыре серые утки-кряквы. И пара шикарных аистов. Они просто огромные!
- Вот все, что осталось, - пожимает плечами мой друг-узбек.
Красавец аист, что-то громко прокричав, ещё раз взмахнув своими широченными крыльями, приземляется на мелководье. И встает в каноническую позу, элегантно подогнув ножку.
СКАЗАНО
«Предположение о том, что причиной жесткой посадки самолета вблизи аэропорта «Жуковский» стали окрестные свалки, на которых обитают птицы, ошибочно. Ближайший к месту посадки полигон – «Сафоново», он расположен в 14 километрах. Полигон закрыт в 2012 году, отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен, поэтому нет и больших скоплений. В любом случае, расстояние от полигона до места инцидента слишком далеко. Птицы, постоянно обитающие или кормящиеся на полигонах, никогда не отдаляются от них.
Безопасность полетов - это сфера ответственности служб аэропорта и специализированных организаций, подведомственных Росавиации. Но никто из них в Министерство экологии Московской области за содействием не обращался.
Оснований полагать, что правительство Московской области могло бы содействовать в достижении более высокого уровня безопасности полетов применительно к аэродрому Жуковский, у нас до настоящего момента не было».
Дмитрий Куракин, министр экологии и природопользования Московской области — 15.08. 2019, в официальном заявлении по поводу ЧП с А321.
КСТАТИ
Власти Подмосковья планируют возместить ущерб владельцу кукурузного поля, на которое приземлился самолет
Ущерб посчитают после следственных работ и транспортировки лайнера (подробности)
«Главная удача, что А321 не пошел на взлет через Москву» - пилот рассказал об особенностях аэропорта Жуковский
У воздушных ворот столицы два курса взлета. Пассажирам и экипажу повезло, что они шли не в сторону города (подробности)
В ТЕМУ
Чем опасен август для авиаполетов: В двигатель А321 попали молодые птицы
Эксперт рассказал КП, как в авиации борются с птицами и почему на двигателях не устанавливают защиту от пернатых (подробности)
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
А также:
И вот ещё поспорили: