Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество9 апреля 2019 22:00

Николай Шабалин: Наши достижения в Арктике демонстрируют успехи российской науки

Исполнительный директор Центра морских исследований МГУ рассказал о результатах работы предприятия за пять лет
Источник:kp.ru
«Мы пришли в экстремальную среду с малоразвитой транспортной инфраструктурой и очень суровым климатом. Готовых технологических решений не хватает ни у кого в мире. И это очень интересно – мы решаем уникальные задачи»

«Мы пришли в экстремальную среду с малоразвитой транспортной инфраструктурой и очень суровым климатом. Готовых технологических решений не хватает ни у кого в мире. И это очень интересно – мы решаем уникальные задачи»

Центр морских исследований работает в Арктике со времени своего основания – пять лет. Но уже к моменту основания коллектив у нас собрался закоренелый, проводивший исследований в регионе и раньше. В какой-то момент у нас созрела идея создать на базе МГУ совместное с государством предприятие и заняться комплексным решением задач по освоению морского шельфа.

Недавно, готовясь к лекции, я решил сравнить кто и как ведет нефтедобычу на арктическом шельфе. И выяснилось, что мы со своей нефтяной платформой «Приразломная» в Печорском море, Варандейским нефтеотгрузочным терминалом, уникальным нефтеналивным терминалом «Ворота Арктики» - впереди всех. США ведет добычу на маленьких насыпных островках близко к берегу. Канада и Гренландия вообще ничего не добывают. Норвегия ведет добычу в одном месторождении «Белоснежка».

Оно находится в не самых жестких арктических условиях. А вот платформа «Голиаф», расположенная севернее, законсервирована, потому что неправильно сделаны инженерные решения.

Наши достижения в Арктике демонстрируют успехи российской науки. Но для того, чтобы их достичь и развивать, необходимо сначала комплексно изучить существующие условия среды, затем выдать рекомендации, как защитить планируемый объект от геологических опасностей, гидрометеорологических. Как уберечь природу и при эксплуатации объекта, и в случае аварийных ситуаций.

Сотрудники ЦМИ как раз и занимаются описанием условий среды, дают рекомендации по тому, как лучше осваивать ресурсы, при этом не навредив экологии.

Мы сегодня приходим в экстремальную среду с малоразвитой транспортной инфраструктурой и очень суровым климатом. Готовых технологических решений не хватает ни у кого в мире. И это очень интересно – мы решаем уникальные задачи.

Следующий важный проект, в котором участвует ЦМИ, – освоение Северного морского пути. Мы работали в море Лаптевых, в Восточно-Сибирском море. Пока очень неуютно отправлять туда людей, когда понимаешь, что ближайшая точка спасения более чем в 1000 км.

Развивать Северный морской путь нужно. В мире происходит энергетическая революция, связанная с транспортировкой сжиженного природного газа (СПГ).

Важная задача - освоение угольного бассейна Таймыра. Арктический карбон - крайне дорогостоящий уголь лежит у поверхности. Наращивается вывоз нефтепродуктов с Ямала. С Чукотки нужно доставлять золото и редкоземельные металлы.

Активно развивается спутниковое наблюдение за ледовой обстановкой.

Еще одна часть нашей работы - просветительская. Мы проводим лекции в школах, семинары в вузах, поддерживаем и организуем научные конференции.

Последний проект с командой «Полярная экспедиция Картеш» был посвящен популяризации исследований в Арктике, проводимых на НИС «Картеш».

Параллельно ведется научная работа. Пример – недавно мы опередили американцев в изучении сердечных клеток полярной трески – сайки. Это не очень крупная рыба, крайне капризная к температуре и содержанию кислорода в воде. Ее сложно привезти живой, сложно держать в аквариумах. Но эта рыбы для многих представителей фауны Арктики основной продукт питания. Поэтому изучать ее нужно. Мало того, исследования такого рода это еще и возможность – получить новые лекарства, которые в перспективе позволят понять, как лечить в том числе и сердце человека.

Доктор наук Денис Абрамочкин с биофака МГУ все переживал, что иностранцы занялись этими исследованиями, а мы проиграем эту гонку. Привезли установку в Мурманск, поставили на «Картеше». И тут началось самое интересное – нужно разрезать живую рыбу, вытащить из нее еще живое сердце, выделить из нее живую клетку и ввести в эту клетку специальную иглу и специальные датчики. Это и на берегу сделать сложно. А уж в условиях качки - тем более.

Еще одна проблема - сайку нельзя ловить сетями. Она останавливается и умирает от недостатка кислорода. Стали собирать драгой. Из десятка рыб с одной что-то получалось. А нужно было набрать статистику. Периодически случались шторма. И вот приходит ко мне СМС от Абрамочкина: «Господь даровал нам победу!» Сделано серьезное научное открытие.

Восточно-Сибирское море плохо изучено. Это один из полюсов недоступности нашей планеты. Два года там проводили экспедиции. Собрали важный материал.

Так же недавно впервые описали фауну предельных мелководий в Печерском море в границах Ненецкого заповедника.

Кроме того, ЦМИ занимается разработка техники и технологий для ведения исследовательской деятельности на шельфе. Мы создаем подводные видеосистемы. Конструируем морской беспилотник, который собирает данные окружающей среды.

Мы разрабатываем такие подходы и технологии, которые позволили России уже сейчас осваивать морские ресурсы, в том числе в Арктике, максимально безопасным, экономически выгодным и щадящим для природы способом.