Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество27 февраля 2019 7:20

Математическое лицемерие

Зачем современному ребенку разложение многочлена на множители способом группировки [дискуссия]
Зачем обычному ребенку знать основы алгебры и тригонометрии, которые никогда не пригодятся ему в жизни?

Зачем обычному ребенку знать основы алгебры и тригонометрии, которые никогда не пригодятся ему в жизни?

Фото: Евгения ГУСЕВА

Когда землекопы в пятом классе копали траншею, я молчал, потому что я сам не землекоп.

Когда в шестом классе одна труба наполняла бассейн, а другая зачем-то тут же эту воду сливала, я молчал. Ведь я не чистильщик бассейнов, хотя иногда и хотел им быть.

Но когда в седьмом классе линейные функции и недоразложившиеся многочлены спустя годы пришли в мою жизнь во второй раз, я не выдержал.

Как сказано у классика, «я говорил, что возропщу, и я возропщу».

Тут недавно всем миром искали дополнительные часы в школьной программе под историю, астрономию и даже шахматы. Так вот я их нашел.

У педагогов рука на святое не поднимется, а нам святотатцам народного образования все нипочем.

Вот программа по алгебре за 7 класс. Кому в жизни хоть раз пригодилось разложение многочлена на множители способом группировки или формулы сокращенного умножения, поднимите руку. Если кто забыл, есть еще геометрия, насыщенная не менее практическими знаниями. (Кроме этого, не стану от вас скрывать, в математическом 7 классе - имеются экспериментальная математика, статистика и теория вероятностей, методы решения нестандартных задач по физике, но эти дети сами выбрали свою судьбу).

Но зачем обычному ребенку - не будущему математику, не физику и даже не астроному - все это богатство математической мысли?

Тезис «это база, которой должен владеть каждый культурный человек» не принимается, потому что никто этой базой на самом деле не владеет, кроме узкого круга математических декабристов, страшно далеких от народа.

Можно заявить, что "математика ум в порядок приводит", но сейчас либо ум в порядок приводить, либо учить два языка и посещать три кружка и две спортивные секции.

Можно сколько угодно говорить, что мол, вот в наше время все это учили и никто не возмущался, но надо смотреть правде в лицо. И 20, и 30, и 50 лет назад 90% учеников это не учили, а выучив, с облегчением забывали на следующий день. Алгебра и иже с ней - такая же узкая наука, как генетика или палеоботаника. И то, что она лежит в основе основ - миф. Для математики за пределами уровня шестого класса - есть специализированные классы, откуда выйдут новые Королевы и Перельманы, а со всеми остальными надо что-то делать.

В 2019 году общество столкнулось с совершенно другими проблемами в образовании, чем сталкивалось в 1999 или 1979. Времени все меньше, нагрузка со всех сторон все больше, а количество отвлекающих ребенка соблазнов вокруг вообще не сопоставимо с той эпохой, когда формировалась программа по алгебре. Если ее не реформировать, от нее откажутся явочным порядком.

То, что происходит с математикой сегодня, лицемерие и банальный страх произнести вслух очевидное - исчисление линейной функции нам ни к чему, как ни к чему оказалась отдельным предметом история КПСС. Кто-то назовет это деградацией, а кто-то изменившейся объективной реальностью.

Как сказал бы Ломоносов, тригонометрию низачем учить не надо. Пойду набью себе на правом плече перечеркнутый интеграл.

ВОПРОС ДНЯ

Какие школьные знания вам не пригодились в жизни?

Елена ТОПОЛЕВА-СОЛДУНОВА, член Общественной палаты РФ:

- Существует явный перегруз школьников математическими знаниями. Химии и физики это тоже касается. Я, как гуманитарий, лучше бы углубленно учила историю, литературу и иностранные языки.

Лев ПИРОГОВ, главный редактор детского журнала «Лучик»:

- Пригодилось всё! И пение (для колыбельных детям), и математика (делать с ними уроки), и литература, и история. Особенно труд! В современной жизни много работы, а вот труда не хватает.

Герман КЛИМЕНКО, председатель совета Фонда развития цифровой экономики:

- Школа - это в первую очередь адаптация в обществе. И куда важнее не предметы как таковые, а учителя. Теоретические знания - это 10 - 20% того, что учитель дает ученикам. Остальное - это личность и модель поведения.

Какие школьные знания вам не пригодились в жизни?

Какие школьные знания вам не пригодились в жизни?

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Виктор БЕРЕЖНОЙ, программист:

- А мне еще в школе было жалко ботаников, которых заставляли брать интегралы. Мне пригодилось. Им - нет. Надо учить всех по одной программе класса до седьмого, а на последние годы пусть сами решают, кому и что нужно углубленно: кому - математика, кому - ботаника, кому - английский.

Леонид ПАШКОВСКИЙ, автор документальных фильмов о путешествиях:

- Пригодилось то, что меня научили читать и писать. А больше ничего.

Татьяна РОДКИНА, доцент:

- В школьном курсе по биологии подробно изучается строение живой клетки, а элементарно назвать растения в своей местности ученики не могут. По географии решают климатические задачки, по русскому языку - звукоподражание. Для чего это усложнение, я не понимаю.

Сергей ЛУКЬЯНЕНКО, писатель-фантаст:

- Не пригодилась высшая математика. Но чтобы понять, что это не твое, надо сначала попробовать. Не надо огульно целые области знаний выбрасывать.

Александр ТОЛМАЧЕВ, популяризатор науки:

- Предметы, которые мне совсем не пригодились во взрослой жизни, это, пожалуй, алгебра с геометрией. Как основатель детского естественно-научного лектория, я постоянно работаю и с биологическими науками, и географией, и с основами физики и химии, даже знания школьного курса литературы мне не раз понадобились. А вот слишком абстрактная царица наук так и осталась жить в моём детстве среди учебников и тетрадей. Что-то во мне тянулось к физическому и осязаемому миру, обходя уравнения, графики и теоремы. Вот почему я убеждён, что сокращение курса алгебры и геометрии в пользу, например, истории или иностранных языков, исключительно рационально.

Дмитирий ДОСТОЕВСКИЙ, правнук великого писателя:

-Я вспомнил более чем полувековую свою школьную пору и, при неплохой общей успеваемости, относил себя, как тогда модно было, к "лирикам", а не к "физикам". Точные науки, как предполагалось, в жизни пригодились мне своими азами, а вот естественные продолжали интересовать меня. Реформа, на мой взгляд, должна произойти в последних двух-трех классах обучения, когда у ученика появляется интерес к конкретной области науки для дальнейшего совершенствования в ней. То есть добровольное разделение по классам на тех самых лириков и физиков с соответствующими предметами преподавания.

Виталий, читатель сайта KP.RU:

- Не пригодилось черчение (был такой урок в 6-м классе!). А пригодились навыки заводить друзей и информатика, я стал программистом.