Премия Рунета-2020
Барнаул
-1°
Boom metrics
Общество4 июля 2018 5:42

Кто и что продает на народном базарчике Барнаула

Корреспондент «Комсомолки» пообщался с уличными торговцами
Рынок находится на площади «Спартака».

Рынок находится на площади «Спартака».

Фото: Олег УКЛАДОВ

Уличные торговцы уже давно облюбовали барнаульскую площадь «Спартака». Когда-то их здесь гоняли, а теперь построили несколько павильонов, дескать, ладно, торгуйте! Многие, если не все кто здесь есть, встали за прилавки, чтобы свести концы с концами.

«Сроду бы не торговала…»

Если раньше абсолютно все торгаши на площади «Спартака» сидели на раскладных стульчиках, перевернутых ведрах и ящиках, то буквально этой весной здесь появились небольшие павильоны с навесами. Всего 10 торговых мест. Завсегдатаи рынка говорят, что эти места занимают по очень простому принципу: кто раньше встал, того и тапки.

–В павильоне удобнее торговать, чем на полу? – спрашиваю у Людмилы Маслаковой, сегодня она одна из десяти женщин, которые сидят на лавочке и под навесом.

Места на базаре занимают по простому принципу: кто раньше встал, того и тапки.

Места на базаре занимают по простому принципу: кто раньше встал, того и тапки.

Фото: Олег УКЛАДОВ

– Да не очень-то и удобно! – неожиданно выдает она. – За день здесь так все нагревается, что сил нет. А если дождь пойдет, то этот навес нас не спасает, вся до нитки мокрая потом.

Людмила пенсионерка. Торгует на этом базаре уже 7 лет. Сегодня у нее в продаже садовая земляника – 100 рублей за пол-литровый стаканчик. Жимолость дороже – 150 рублей.

– Она бы дешевле стоила, но ее ураганом осыпало, – поясняет собеседница. – Жимолость сама по себе сыпучая, а таким ветром ее почти всю и оборвало.

Помимо ягоды женщина продает всевозможные саженцы. Говорит, это остатки, которые по сути уже никому не нужны. Стоят они совсем недорого. Перец – 10, томаты – 20, баклажан – 15 рублей.

– У меня пенсия 8400 рублей. Чуть не половина за квартиру уходит. А надо что-то есть. Лекарства нужны. Я сроду бы не торговала, но иначе не знаю, как выжить, – чуть дрогнувшим голосом призналась Людмила Маслакова.

Пенсии не хватает на жизнь, базар немного помогает свести концы с концами.

Пенсии не хватает на жизнь, базар немного помогает свести концы с концами.

Фото: Олег УКЛАДОВ

Временный монополист

В этот день на всем базаре мы встретили только одного человека, который торговал белыми грибами - по 300 рублей за килограмм. Молодой мужчина сказал, что его зовут Владимир.

– Ну а что мне еще делать?! Не воровать же идти! Работы нет. Было время таксовал. Насмотрелся на пьянь и рвань. Хватило. Больше не хочу, – выпалил мой новый собеседник как на духу.

Само собой Владимир не рассказал, где он добывает грибы. Что касается торговли, поделился, что день на день не приходится. Лучший результат – за один день продал 7 килограммов. Мужчина и сам понимает, что пока он временный грибной монополист в этом месте. Как только появятся конкуренты, торговля может резко пойти на спад.

Кормит корова

Галина Бородина живет в Затоне. Несмотря на незавидную долю, ко всему старается относиться с юмором.

– Видите, как у нас в поселке, если не снизу, то сверху затопит. В огородах у нас ничего не растет. Держу корову Рябинку, она и спасает, – начинает разговор Галина Григорьевна.

Женщине сегодня тоже посчастливилось торговать в павильоне. Полуторалитровую бутылку домашнего молока пенсионерка продает за 80 рублей, 130 рублей у нее стоит пол-литровая банка сметаны, полкило творога – 100 рублей.

– Всю жизнь я работала поваром на танкере. Ходила по Оби. Пенсию заработала немыслимую – семь тысяч рублей! За свет, за воду отдашь, на лекарства, и нет этих денег, – говорит женщина.

По ее словам, в Затоне уже мало кто держит коров. Сейчас у них беда – никак не могут найти пастуха. Коровы бродят сами по себе. За это периодически штрафуют – 1000 рублей вынь да положи.

Пенсионеры продают на базаре, в основном, ягоды, рассаду, зелень с огорода.

Пенсионеры продают на базаре, в основном, ягоды, рассаду, зелень с огорода.

Фото: Олег УКЛАДОВ

Дочки по уши в ипотеке

– У меня две дочери. Обе уехали из Барнаула. Какие здесь заработки?! Одна в Москве. Вторая в Красноярске. Обе по уши в ипотеке. А у меня пенсия 12 тысяч. Шесть уходит за квартплату, еще шесть на лекарства. Вот и проживи! - бойко начинает разговор торговка цветами Татьяна Иванова.

Женщина разводит цветы на своем участке в Березовке. Герань она продает по 100 рублей, Ваньку мокрого – по 50 рублей, петунью – по 15 рублей.

– Ладно, мы! Мне будущих пенсионеров жалко! – продолжает разговор Татьяна Алексеевна. – У нас тут теперь только и разговоры про повышение пенсионного возраста. Вы посмотрите. Редкий мужик до шестидесяти доживает.

Алоэ за булку хлеба

85-летняя старушка, сгорбившись, ходила по базару, предлагая купить алоэ.

85-летняя старушка, сгорбившись, ходила по базару, предлагая купить алоэ.

Фото: Олег УКЛАДОВ

Апофеозом всего увиденного на базаре стала 85-летняя старушка. Сгорбившись, она едва ходила по базару, предлагая купить алоэ. Через какое-то время зашла в холл магазина «Мария-Ра» на Демидовской площади. Здесь я ее и застал.

– Бабушка, почем алоэ продаете? – осторожно спрашиваю у нее.

– Я ничего не продаю, – вздрогнула старушка. Вероятно, она побоялась, что с ней что-нибудь сделают за торговлю в неположенном месте.

Скорее объясняю, что я не каратель, а журналист. Пишу материал про уличную торговлю. Тогда она призналась:

– Да, сынок. Я продаю алоэ. А за сколько и сама не знаю. Дадут на хлеб и на том спасибо добрым людям.