Премия Рунета-2020
Самара
-5°
Boom metrics
Общество25 февраля 2018 13:16

Коллеги - о легендарном конструкторе АВТОВАЗа: "Георгий Мирзоев считал, что заводу нужны молодые инженеры"

Корреспондент "Комосольской правды - Самара" пообщалась с людьми,которые лично знали умершего генерального конструктора, при котором в Тольятти впервые начали делать переднеприводные авто и могли бы появиться электрокары
Умер легендарный конструктор АвтоВАЗа, при котором начали выпускать переднеприводные авто. Фото: АвтоВАЗ

Умер легендарный конструктор АвтоВАЗа, при котором начали выпускать переднеприводные авто. Фото: АвтоВАЗ

23 февраля умер бывший главный конструктор «АвтоВАЗа» Георгий Мирзоев. В последние годы он жил в Москве, там и будет похоронен. Но на заводе, которому отдал больше 22 лет, Георгий Мирзоев продолжал бывать часто, помогал сотрудникам, участвовал в конференциях, преподавал в Тольяттинском государственном университете. Сотрудники до сих пор вспоминают старшего коллегу с теплотой.

- Мы с ним сталкивались по вопросам организации конференции Совета молодых специалистов АвтоВАЗА, - рассказывает начальник отдела дирекции по экономике и планированию предприятия Дмитрий Полицемако. – Там молодые люди представляли свои доклады, чтобы быть услышанным руководством и рассказать, чем живет молодежь на заводе. Георгий Константинович был в жюри на каждой конференции, помогал организовывать ее. Костяк Совета был в дирекции по техническому развитию, а он как раз представлял службу по проектированию автомобилей. Так сложилось, что Георгий Константинович очень помогал решать организационные моменты.

Дмитрий рассказывает: больше всего Георгия Мирзоева волновали проблемы молодежи.

- Как мудрый руководитель он понимал, что будущее предприятия – за молодежью. И поэтому он, отойдя от оперативного управления проектированием автомобилей, работал с будущими инженерами, помогал им развиваться в профессии.

А еще именно Георгий Мирзоев был тем человеком, который стоял у истоков работы над производством электрокаров - автомобилей на альтернативном топливе в нашей стране. Последним проектом, который на АвтоВАЗе Георгий Мирзоев воплотил в жизнь стал автомобиль АНТЭЛ - смелый проект автомобиля на топливных элементах и с электродвигателем. Он базировался на Ниве. В 2001 году он произвел фурор на Московском автосалоне. На его разработку, которую АвтоВАЗ вел совместно с РКК Энергия, были потрачены около 9 млн рублей и очень мало времени.

Такие же разработки в этот период вели на Западе, но они требовали гораздо более серьезных вложений. На АвтоВАЗе же эти разработки осуществляли за собственный счет. Над этим проектом Георгий Мирзоев работал уже после ухода с поста главного конструктора. В дальнейшем работа по созданию автомобиля на альтернативных источниках топлива продолжалась, были проекты под порядковыми номерами 2,3,4. Потом начались проблемы с финансированием. А ведь у автомобиля, который в 2014 году представила Тойота Mirai, с нулевой токсичностью и без тяжелых электрических батарей, могли быть российские корни. Сейчас АвтоВАЗ также работает над электрокарами, но ElLada и ElVesta - это скорее имиджевые проекты.

СПРАВКА КП

Георгий Мирзоев работал на АвтоВАЗе с 1976 по 1998 год. Именно в его бытность главным конструктором в Самарской области начался выпуск знаменитых "Нивы" и "Шевроле Нивы", до сих пор занимающих значительное место в классе внедорожников. Он был инициатором выпска автомобилей с передним приводом и при нем применили технологию электронного впрыска топлива.