Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды21 февраля 2018 19:55

«Два отрывистых, один раскатистый»

В программе «Форум» Берлинского фестиваля показали новый документальный фильм Сергея Лозницы, «День победы»
Кадр из документального фильма Сергея Лозницы «День Победы».

Кадр из документального фильма Сергея Лозницы «День Победы».

Лозница использует тот же метод бесстрастного кинонаблюдения, что и в «Майдане» и «Аустерлице», но материал нового фильма сам по себе не столь зубодробительный, как в лентах, фиксировавших историко-революционную борьбу украинского народа или один день в Освенциме. В «Дне победы» режиссёр живописует народные гуляния в берлинском Трептов-парке.

…Два фокстерьера, запряженных в тележку с цветами и портретом Сталина. Обрывочная русская и немецкая речь. Красные флаги, флаги «Ночных волков» и Донецкой республики. Нестройное выкликание имен погибших и фальшивое вступление мальчика-трубача.

Исполнение разношерстной толпой приехавших из разных стран бывшего СССР «Катюши» (дважды) и «Дня Победы» (трижды). Маленький мальчик, неохотно надевающий военную форму под присмотром родителей.

В фильме "День Победы" режиссёр живописует народные гуляния в берлинском Трептов-парке.

В фильме "День Победы" режиссёр живописует народные гуляния в берлинском Трептов-парке.

«Два отрывистых, один раскатистый ура, ура, ура!» - солирует лидер группы «Ночные волки» при полном отсутствии ветеранов. «Ветераны есть?» - спрашивает кто-то из митингующих, возможно, в танкистском шлеме. Ветеранам хотят передать землю из Брестской крепости. Одетые в военную форму граждане поют про «раскудрявый клен зеленый, лист резной» (трижды), пожилые женщины с георгиевскими ленточками подпевают и приплясывают, к ним присоединяется кавказский житель - и под его гортанные выкрики «Асса!» все танцующие немедленно переходят на лезгинку. Украинские гарные дивчины делают селфи после исполнения песни «Ти ж мене пiдманула, ти ж мене пiдвела».

Национальные диаспоры без труда превращают в провинцию даже такие мировые центры, как Нью-Йорк или Берлин. Лозница явил такое торжество провинциального масскульта - очень контрастирующего с монументализмом памятника Советским воинам в Трептов-парке, фрагменты которого настойчиво предъявляет фильм.

Сталинский монументализм, конечно, выглядит намного более благородно, куда лучше соответствуя торжественности момента, чем простонародный праздничный шабаш. В идеальном мире потомки победителей должны были быть столь же красивыми и величественными, как памятники. Но получилось, как получилось…

Ещё один документальный фильм на русском языке в «Форуме» - "Сын" Александра Абатурова. С одной стороны, это хроника жизни родственников режиссёра - родителей его двоюродного брата-спецназовца, погибшего в Дагестане в 21 год. С другой - хроника будней того самого подразделения, в котором служил брат и которое продолжает готовить бойцов для «горячих точек». В фильме практически нет ничего, что указывало бы на какую-то критику положения, при котором солдаты гибнут в своей стране в мирное время. В конце концов, это случается не только у нас, да и на дворе на самом деле не самое мирное время. Фильм скорее поет негромкую оду тяжелому военному труду и тем, для кого этот труд - выбор и призвание.

Кадр из фильма "Сын" Александра Абатурова.

Кадр из фильма "Сын" Александра Абатурова.