Премия Рунета-2020
Барнаул
+3°
Boom metrics
Общество25 января 2018 4:33

К 300-летию Барнаул превратится в архитектурного монстра

Зодчего из Владимира ужаснули диссонансы в краевом центре
15-этажный жилой дом своими объемами страшно давит на барнаульский «уголок Петербурга».

15-этажный жилой дом своими объемами страшно давит на барнаульский «уголок Петербурга».

Фото: Олег УКЛАДОВ

Владимирский архитектор Владимир Антоненко, приехав в Барнаул по личным делам, не мог не пройтись по улицам родного города: на Алтае прошли его детство и юность, в 80-х работал в «Алтайгражданпроекте». После ностальгической экскурсии гость принес в «Комсомолку» записки под названием: «Взгляд со стороны», где пишет о том, что его раздосадовало в «застывшей музыке» краевой столицы. Большой отрывок в этих записках посвящен Демидовской площади.

Задавленный уголок Петербурга

«Одна из главных исторических площадей города - Демидовская - сегодня окружена зданиями, которые не лучшим образом ее «украшают», - с грустью пишет архитектор. - В первую очередь это безликое пятиэтажное здание современной «Горэлектросети» (ул. Ползунова, 50), построенное еще в советское время в конце XX века. Оно нарушает историческую застройку четной стороны улицы Ползунова своими совершенно безликими фасадами».

Над этими фасадами, считает Антоненко, дизайнерам можно поработать. Еще одно диссонирующее здание, по мнению автора записок, современное трехэтажное здание клиники «Антуриум» на улице Ползунова, 52а.

- Оно смотрится как чужеродное рядом с памятником архитектуры - бывшим зданием заводского госпиталя (пр. Красноармейский,19), - считает Владимир Антоненко.

Третий диссонирующий объект, на его взгляд, - задний фасад семиэтажного безликого современного здания по улице Гоголя, 87.

Но больше всего профессионала ужаснул строящийся 15-этажный жилой дом на углу улицы Никитина и проспекта Красноармейского.

«Настоящий мастодонт, поражающий своими объемами, страшно давит на «уголок Петербурга». Это особенно шокирует, когда спускаешься с Нагорной части города и подъезжаешь к улице Ползунова», - пишет на эмоциях житель Владимира.

Парадоксы тут и там

- Понятно, что рыночные отношения на современном этапе затронули все сферы обслуживания, в том числе и строительство, но ведь культуру градостроительного искусства никто не отменял, - напоминает Владимир Александрович. - И в большинстве случаев здесь не последнюю роль должна играть администрация города. Да и края тоже, так как Барнаул является столицей региона. Непонятно, почему местные власти, с одной стороны, развивают туристический кластер, а с другой - разрешают строительство многоэтажных жилых домов в историческом ядре города (в том числе в буферной переходной зоне), что наглядно показывает недавно построенный 17-этажный жилой дом по улице Интернациональной,101, - недоумевает гость из Владимира.

Решения в узком кругу

- Местные архитекторы пожаловались мне, что в последнее время в городе канули в Лету Градостроительные советы, на которые раньше приглашались все заинтересованные специалисты, - рассказывает владимирский зодчий. - Согласование проектов (даже нелепых) происходит в узком кругу, что порождает безликую и в том числе чуждую для исторического ядра застройку.

Тихие слушания

Архитектора из Владимира поразило и то, как прошли 27 декабря публичные слушания по туркластеру «Барнаул - горнозаводской город», на которых он тоже побывал.

- К великому сожалению, на обсуждение не пришли общественники, архитекторы, историки, студенты, но зал был… полон. Зарегистрировались аж 69 человек, а выступили только два. У меня лично сложилось впечатление, что на слушания привезли два автобуса совершенно посторонних людей, которым поставили условие: единодушно проголосовать «за», - предполагает автор записок.

Равнодушие обернется хаосом

Владимир Антоненко считает, что, если в Барнауле будут так равнодушно относиться к градостроительству, то в недалеком будущем (как раз к 300-летнему юбилею города, а это будет в 2030 году) мы получим такие же затерянные здания, как маленькая церковка Симеона Столпника на углу Калининского проспекта в Москве, спрятанная среди огромных небоскребов.

- По моему твердому убеждению, и власти, и архитекторы, которых учили профессии зодчего, должны четко осознавать, что делать можно, а что категорически нельзя ни за какие деньги! - подытоживает Антоненко. - В каждом градостроителе должно присутствовать такое понятие, как профессиональная культура архитектора, иначе зодчий может скатиться до представителей древнейшей профессии.