Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество21 ноября 2017 10:01

Что делать, когда школа стала "привычным адом"

Если хочешь, чтобы ребенок был счастлив, за него иногда придется сражаться
Родители, должны научить детей НЕ ТЕРПЕТЬ унижения в школе.

Родители, должны научить детей НЕ ТЕРПЕТЬ унижения в школе.

Фото: EAST NEWS

Когда моей подружке было 8 лет, учительница в школе ударила ее головой о доску. Подружка отвечала у доски, плохо отвечала, и учительница подустала, взбесилась и - ба-бах – простимулировала школьницу… Она часто так делала.

«Со мной нельзя так разговаривать!»

Все сейчас ахнули, ах, ах, как можно! Учительницу такую - на расправу!

Да, надо было, но родители тогда ничего не сделали. А сказали ребенку: «Правильно, я бы тебя вообще убила».

Это было давно. Тогда было принято терпеть. Тогда учитель был всегда прав. А директор школы был вообще бог. И если родителей вызывали к директору, они сразу доставали ремень, а ребенок ждал их прихода домой, лежа глубоко под диваном.

Мне нравится, что сейчас все иначе. Не всегда, конечно, но процесс пошел.

На днях мы, мамаши, свергли жуткую учительницу по иностранному языку.

У нас хорошая школа. Нет, конечно, живы еще учителя, которые успокаивают класс фразой «а ну, рты закрыли». «А голову ты дома не забыл?» тоже живет и здравствует. Но это уже история, и без нее даже скучно.

Но не более того. Однажды дети пришли из школы, и все пожаловались родителям на Елену Петровну (пусть ее зовут так). Елена Петровна кричала детям, что они тупые. «Ну что ты мямлишь? Что ты мямлишь?» – вопила фея иностранного слова. «Дебил», «тупица», «че ты пялишься?» и прочее не гуманитарное звучало на уроке. А ведь двадцать первый век. Толерантность. Воспитание, уважение, гуманизм. Дети напряглись сразу. А знаете, почему? Потому что они НЕ ПРИВЫКЛИ К ТАКОМУ!

Одна девочка посмотрела учительнице в глаза и строго спросила: «Почему вы на меня кричите?»

Один мальчик сказал: «Со мной нельзя так разговаривать!»

Хороший учитель никогда не позволит себе унижать ученика.

Хороший учитель никогда не позволит себе унижать ученика.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Провокация отличницей

Тогда учительница решила найти себе соратников и вызвала к доске отличницу:

- Вот сейчас Оля нам все расскажет, Оля хорошая, Оля учится, не то что вы все! Скажи, Оленька, ведь невозможно слушать, как мямлит Петров, правда?

- Вы хотите поссорить меня с моим другом? – возмущенно спросила Оля.

Слушайте, я правда аплодировала этим детям. Что делали мы в их нежном возрасте? Закрывали рты, терпели и боялись. И никому потом не рассказывали, что учительница позорила нас за серьги в ушах. Мы не вступались за того, кого ставили перед классом и унижали, потому что было страшно, что так же поставят и нас. Мы велись на провокацию: «ты отличница, будь любимицей учителя, сдай весь класс»… А они не ведутся. Их не столкнуть лбами. Они знают, что С НИМИ ТАК НЕЛЬЗЯ.

И что самое важное – они не боятся рассказать родителям. Потому что родители в большинстве своем на их стороне. Значит, и мы меняемся, значит и нам – “пятерка” за родительство.

“Не будь ябедой. Терпи и не выступай”.

После первого урока у “иностранки” я выслушала жалобы дочери, и мне захотелось убивать. Но что-то внутри меня съежилось и испугалось. Пуганое детство. А вдруг я сейчас пойду жаловаться, а ее не уволят, не отстранят, и потом она еще хуже отыграется на моей дочери? Вдруг мне не поверят?

Вот он - страх жаловаться. Не будь ябедой. Терпи и не выступай.

Терпеть - это хорошо для солдата Джейн и для прочих морпехов. Но дети должны жаловаться, если попали в ситуацию, при которой без взрослых не разберутся.

Мы собрались компанией активных мамаш и пошли к завучу. Мы сказали, что с нашими детьми так нельзя. Что мы требуем другого учителя. Мы не скандалили, мы просто объяснили, что это не должно повториться. Детей в школе не должны оскорблять и унижать. Детей в школе должны учить.

Как говорил мне обозреватель «КП» Александр Милкус, «школа – это услуга! Иди и требуй для своего ребенка лучшего!» Впервые в жизни я потребовала и получила то, что хотела.

«Из-за нас эта учительница потеряет работу»

Дома детям мы все сказали примерно следующее: вы пожаловались, и правильно сделали, потому что вы не должны терпеть унижения. Теперь эту учительницу уволят.

И почти все дети почувствовали себя виноватыми: «Теперь из-за нас эта учительница потеряет работу».

Нет, не из-за вас. А из-за своего поведения. Но вы потребовали лучшего для себя, вы боролись с тем, что вам не нравится, и теперь будьте готовы взять на себя ответственность.

Дети почувствовали себя взрослыми, сильными и ценными.

На следующем уроке иностранного языка наш класс встретил чудесный преподаватель, который все понятно объяснял, показывал фильмы в оригинале, без перевода, позволял сидеть на столе, ставил парты в кружочек, шутил, хвалил и не ставил отметок. Дети в восторге.

А учительница, которую уволили, проходя мимо класса, рявкнула: «Вы все стукачи!». Но дети не испугались, они знали, что они поступили правильно.

***

К чему я это все? К тому, что мы, родители, должны научить детей НЕ ТЕРПЕТЬ. Мы в детстве привыкли к тому, что школа – это привычный ад. В школу не хотеть – это нормально и даже круто. Как в армию. Кто хочет в школу, тот вроде как псих.

И это знание передавалось из поколения в поколение. Бабушки и дедушки не хотели в школу, мамы и папы не хотели в школу. И когда ребенок собирается в первый класс, его сводят с ума двойным стандартом. С одной стороны - песня: «ой, как здо-о-о-орово, ты идешь в школу, ты уже большо-о-о-ой!», а с другой - черный юмор папы: «хе-хе, попал ты, сынок, теперь эта засада на 11 лет». И четкое, засевшее глубоко в голову знание: ничего изменить нельзя. Что дали, то дали. Нечего капризничать. Ведь бесплатно. То есть капризничать мы можем, только если платим? Гадость какая! Можно успокоить себя хотя бы налогами…

Ребенок проводит в школе 11 лет. С 8.30 до 14:00-16:00. Каждый рабочий день. Это очень много. Очень. И представьте, ему там по 6-7 часов в день очень плохо. Ну если сравнить, представьте себе очень тяжелый перелет из Москвы во Владивосток. Долго, дурно, не уйти… И так каждый день! Тратить жизнь на то, что невыносимо. И терпеть?

Ребенок проводит в школе львиную долю дня, терпеть унижения всё это время недопустимо.

Ребенок проводит в школе львиную долю дня, терпеть унижения всё это время недопустимо.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

А ведь школа может быть любимой. Там может быть интересно, там могут быть друзья и любимые учителя, с которыми хорошо. И если что-то портит это хорошее, надо это что-то убирать, отодвигать, заменять. Чтобы в школе было ХОРОШО! Чтобы с утра туда хотелось идти, чтобы в воскресенье вечером не накатывала депрессия, чтобы с утра не наворачивались слезы. Так бывает. Честно! И наша задача – сделать все, чтобы детям было в школе как минимум комфортно. Надо ходить и добиваться.

Да, все бывает, да, всюду жизнь – и конфликты бывают, и учителей иногда пожалеть хочется. Но в общем надо добиться, чтобы самым любимым, самым ценным нашим людям – детям – было комфортно и хорошо. В школу они, любопытные от природы, пришли учиться, узнавать, смотреть в микроскоп и учить неправильные глаголы, а не сгорать от унижения у доски.

И нечего бояться директора, учителей, смены школы, смены класса. Некоторые в другой район ради школы переезжают, а некоторые – в другой город. И правильно делают. Потому что дети должны быть счастливы.