Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество14 ноября 2017 10:04

Как правильно развивать дошкольника: математике - да, большой нагрузке - нет

Свежее исследование показало, что арифметика способствует успехам в языках
Занятия математикой в раннем возрасте достаточно сильно связаны с дальнейшими успехами детей в этой науке.

Занятия математикой в раннем возрасте достаточно сильно связаны с дальнейшими успехами детей в этой науке.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Американские ученые выяснили: дети, с которыми занимались математикой еще до школы, в дальнейшем не только лучше считают, но и более грамотны.

Как считали?

Исследование проводили специалисты из Университета Пердью (США, штат Индиана). Изучались учебные показатели 116 американских детей. Исследователи опросили их родителей, как часто те занимаются с ними счетом и письмом, и протестировали самих детей на грамотность и умение считать.

- Оказалось, что занятия математикой в раннем возрасте достаточно сильно связаны с дальнейшими успехами детей в математике и их языковыми способностями, - рассказывают авторы исследования Эми Наполи и Дэвид Перпьюра. - Поэтому важно поощрять интерес дошкольников к точным наукам. А вот занятия языком — например, совместное чтение книг и изучение алфавита - не влияют ни на математические способности, ни на грамотность.

А что у нас?

Что же теперь - заниматься с малышами только математикой и игнорировать чтение? Ответ на этот вопрос есть у российских исследователей. Ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что дети, с которыми родители до школы часто читали и обсуждали прочитанное, рассказывали истории, играли в игры со словами и алфавитом, более грамотны и лучше читают. Причем, это преимущество сохраняется в течение всех начальных классов. То есть, школа не выравнивает учеников и не помогает отстающим детям догнать более успешных сверстников. Для успеваемости ребенка важны множество факторов. Это не только профессиональный уровень педагогов и характеристики школы, где он учится, но и среда, в которой ребенок растет и воспитывается.

КСТАТИ

Дети неграмотны из-за родителей

В начале 2000-х годов дети, поступающие в 1 класс, было более грамотны, чем сейчас.

Занятия с детьми чтением до школы.

Занятия с детьми чтением до школы.

Это данные международного исследования PIRLS ("Progress in International Reading Literacy Study" - "Изучение качества чтения и понимания текста").

Отношение родителей к чтению.

Отношение родителей к чтению.

- Одним из объяснений может быть смена поколений — в школу пошли дети, чьи родители появились на свет в 80-х годах, - говорит Анастасия Капуза, исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. - И, как показывают данные, эти люди реже интересуются книжками и любят чтение, чем более старшее поколение. Если в 2001 и 2006 годах почти половина родителей опрошенных школьников говорила, что любит читать, то в 2011 году таких было всего 25%.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Игры вместо репетиторов

- Главная развивающая деятельность в дошкольном возрасте - это игра, - говорит Алла Холмогорова, декан факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. - Когда детишек сажают за парты и считают, что это и есть тренинг, - это ошибка. Она ведет к тому, что ребенок не набирает того потенциала, который ему необходим для подготовки к школе, в плане понимания ролей, правил. Ребенок не получает радости от занятий, лишь зажимается тисками взрослой жизни, к которой он не готов. Для будущего первоклассника важно не то, научится ли он писать еще до школы, а совсем другие вещи, которые как раз и усваиваются в играх. Например, настольные игры учат, что надо соблюдать правила, что можно проиграть и надо пережить свой неуспех.

Поэтому не стоит торопить события и пытаться впихнуть в детскую голову английский алфавит и таблицу умножения. Хотите вырастить билингва — слушайте и пойте с ребенком песенки и стишки на другом языке, играйте в буквы и слова. Есть много игр и занятий, которые позволят ребенку получить нужные знания в более легкой форме. А вот тетрадки и упражнения в таком возрасте лишь отобьют у ребенка интерес и желание учиться. И в первом классе ему сперва будет неинтересно, потому что он все это выучил еще до школы. А потом непонятно, потому что он так и не научился учиться.

ИТОГО:

- Дошкольников не надо сажать за парты. С ними необходимо больше играть - в слова и буквы, в настольные игры, много разговаривать, обсуждать прочитанное.

- Самый важный навык - умение учиться. Ребенку должно быть интересно то, чем он занимается. Ходить на занятия только потому что “мама так сказала” - бессмысленно.

- Делаем упор на математические задачки (помним об американском исследовании) - это способствует общему интеллектуальному развитию, в том числе успехам в грамотности.

- Если хотите, чтобы ребенок с младенчества учил иностранный, не стоит требовать от него сразу запоминать массивы информации. Лучший способ - петь песни, учить стихи, играть в слова.

- Переученный дошкольник - тоже плохо. Ему будет скучно в начальных классах. К тому же, есть определенные ограничения возрастной физиологии, ребенка нельзя перегружать, иначе в какой-то момент он может “сломаться” - это чревато проблемами с психикой и нервной системой.