Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество12 октября 2017 9:20

ВКонтакте – рассадник отличников

Не спешите выгонять ребенка из соцсетей, утверждают исследователи Института образования ВШЭ
Ирина ФОМЕНКО
Ученики, которые поддерживают связь в социальных сетях, обычно имеют примерно одинаковую успеваемость

Ученики, которые поддерживают связь в социальных сетях, обычно имеют примерно одинаковую успеваемость

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Группы в самой популярной у подростков социальной сети ВКонтакте могут серьезно повысить успеваемость школьников. К такому, на первый взгляд, парадоксальному выводу пришел в своем исследовании Иван Смирнов, младший научный сотрудник Института образования НИУ Высшая школа экономики.

- Этой соцсетью, как основной, пользуются 86% подростков, - объясняет предмет научного интереса Смирнов. Свои выводы он основывает на опросе и изучении профилей в ВКонтакте более шестисот московских школьников.

Лайкни пятерку

Исследователь выяснил: ученики, которые поддерживают связь в социальных сетях (ставят друг другу «лайки», комментируют записи), обычно имеют примерно одинаковую успеваемость. Более того, ребята часто разрывают связи с теми, кто находятся далеко от них по уровню получаемых оценок.

- Люди часто думают об интернете как о некоем едином пространстве без границ, в котором все равны, – поясняет Иван Смирнов. – Исследования показывают, что это не так - это пространство дифференцировано. Один из таких «водоразделов» – успеваемость. Отличники и троечники живут в совершенно разных онлайн-мирах.

На отношения в соцсети могут влиять и внешние факторы. Например, ребята со схожей успеваемостью, скорее всего, ходят в одни и те же кружки, спортивные секции. И это тоже увеличивает вероятность их дружбы в интернете. Люди предпочитают устанавливать связи с теми, кто им близок.

- В цифровой среде это делать проще. Если обычно мы так или иначе общаемся с теми, кто нас окружает, то в интернете таких ограничений нет, и мы можем выбрать тех, кто нам действительно близок, - комментирует Иван.

Нет, подростки не снобы и не обязательно устанавливают «дружбу» в Сети только с теми, кто находится с ними на одном уровне по школьным оценкам. Никто, естественно, не спрашивает табель, соглашаясь на общение. Поводом для знакомства в интернете может стать, например, обсуждение любимого сериала. Но вот что любопытно: через некоторое время успеваемость тех, кто поддерживает связь, становится одинаковой. Причем, это не отличник «съезжает» до уровня троечника, а наоборот: если парень или девочка «подружился» ВКонтакте с сильным учеником, они стремятся подтянуть успеваемость до уровня собеседника.

Вывод исследователя, в принципе, можно подтвердить и обычной логикой, если немного поразмышлять. В классе собирают разные ребят. Если в основном в нем троечники, отличнику-ботанику «выжить» сложно. Его будут дразнить, всячески подчеркивать, что он белая ворона. И в результате многие не выдерживают и съезжают в учебе до среднего уровня. До появления соцсетей найти единомышленников - ребят, которые, как и ты тянутся к знаниям, было трудно. А человеку в любом возрасте важно быть в своем кругу. Именно он мотивирует развитие – хочется не отстать от остальных. Теперь же стало легче находить близких по духу людей. И пусть живут они за сотни километров – зато ты чувствуешь, что не одинок в своих увлечениях. А это серьезная поддержка.

А я ботаника по профилю узнаю

Иван Смирнов утверждает – отличников, хорошистов и троечников можно вычислить по профилю в ВКонтакте.

Подростки, у которых школьные оценки выше среднего, в основном подписаны на новостные сообщества. Например, на Meduza или Arzamas. А еще на группы по подготовке к государственным экзаменам.

Хорошисты интересуются интересными фактами (группы «Книга рекордов», «Крутые факты!»), стихами, идеями («Сделай сам!», «Почему это не я придумал?», «Хитрости жизни»), новостями и негрубым юмором.

Плохо успевающие девочки подписаны на сообщества, посвященные гороскопам («Любовный гороскоп», «Необычный гороскоп») и тату («Тысяча чертей, какая татуировка!»). Они чаще сверстников с более высокой успеваемостью коллекционируют фильмы, видеоклипы, музыка и зачастую грубый юмор. Ребята, которые не блещут оценками, интересуются футболом, компьютерными играми, фильмами ужасов и тоже грубым юмором.

Причем, зачастую ребята с разной успеваемостью, которым в жизни приходится контактировать, в виртуальном ВКонтакте принципиально не пересекаются.

Но, что любопытно: даже у самых отъявленных ботаников на страницах совершенно отсутствует школьная тематика. Видимо, дети настолько устают на уроках в реальной жизни, что во время виртуального общения стараются о ней не вспоминать.

Так что родителям не всегда стоит бурчать: во-о-от часами сидишь в ВКонтакте вместо того, чтобы уроки делать. От социальной сети бывает и польза. Несмотря не то, что подростки не обсуждают саму по себе школьную программу, увлечение тем или иным предметом могут спровоцировать научно-популярные группы – например, тот же Arzamas.

ЦИФРА

В социальной сети «ВКонтакте» существует 883 сообщества, на которые подписаны школьники.