Премия Рунета-2020
Крым
+19°
Boom metrics
Экономика31 июля 2017 8:26

Министр экономики Крыма Андрей Мельников: Каленым железом будем выжигать коррупцию

Как санкции отражаются на экономическом развитии полуострова, когда Крым станет витриной России, о китайском туннеле через Керченский пролив и кто может идти «в пень»
"Уже через 10 лет Крым станет витриной России"

"Уже через 10 лет Крым станет витриной России"

10 ЛЕТ ДЛЯ ВИТРИНЫ

- Андрей Геннадьевич, вы с Крымом, по сути, с 2014 года. Крымчане ждали реформ и преобразований. Получается?

- Обязательно с течением времени реформы получатся, потому что у нас есть желание их делать. Их хорошо делать, когда ситуация становится стабильной. А ситуация, на мой взгляд, стабилизировалась и стала понятна для внешнего и внутреннего мира в начале - середине 2016-го: когда справились с энергетическим блэкаутом, когда активизировались участники свободной экономической зоны, когда на полуострове были инициированы наиболее серьезные инвестиционные проекты.

Наша сверхзадача - ее в том числе глава Крыма Сергей Аксенов все время повторяет - сделать из республики витрину - достижение России. Глава недвусмысленно и четко всем своим подчиненным говорит: своими действиями ты каждый день должен отвечать этой амбициозной цели. Либо у тебя будут преобразования и реформы, либо уйдешь с работы.

- Сколько лет нужно, чтобы создать эту витрину?

- Думаю, что с десяток. Я сравниваю с родным городом - с Москвой. Кардинальные изменения в облике столицы появились за 10 лет. При том что это город, в котором концентрируются финансы, крупнейшие компании, много других ресурсов.

- С какого года отсчитываем десятилетку? С 2014-го?

- Давайте со стабильного и понятного 2016-го.

КТО ПРЫГАЕТ ЧАЩЕ, ТОТ ПРЫГАЕТ ВЫШЕ

- В Крыму достаточно часто меняются министры, в том числе экономики. С чем, на ваш взгляд, это связано?

- А вы посмотрите на темперамент нашего главы…

- Вы же сами говорили, что реформы лучше делать, когда все понятно. Как многочисленные рокировки увязываются со стабильностью?

- Инопланетян мы не найдем на управленческие должности. У китайцев есть такая поговорка: «Кто прыгает чаще, тот прыгает выше». Есть другая аналогия - это один из рецептов американской экономики, который связан с большим числом банкротств. Мы испытываем при слове «банкротство» трепет и ужас. Отставка руководителя ведомства - это, по сути, административное банкротство. Но это и способ быстрого принятия решений, быстрой очистки. Конечно, хорошо, когда на кванте времени правила игры не меняются - это важно инвесторам. Но с точки зрения настройки бюрократического аппарата - уж лучше бы побыстрее принять решение и попробовать некоторую следующую модель, чем принимать решение через три, пять лет… Лучше экспериментировать.

«КОРРУПЦИОНЕРОВ - ПО ХВОСТАМ БИТЬ И САЖАТЬ»

- В Крыму считается высоким уровень коррупции. Вы сталкивались с этим? Насколько это мешает работе. Как боретесь?

- Не сталкивался. Ни тогда, когда работал в Фонде защиты вкладчиков, ни как министр экономического развития. Знаю об этом только по криминальной хронике. Когда становился министром, мне сказали, что у тебя в вотчине может быть все, что угодно: режим свободной экономической зоны, консультанты вьются, есть инвестиционные проекты, которые тоже могут ускоряться или тормозиться. Мне рассказывали, что все здесь схвачено.

Всех своих замов в первые две недели я предупредил: если будут даже малейшие подозрения на то, что это происходит, мы с вами быстро расстанемся.

Если возникнет подозрение на коррупционные связи, буду выжигать каленым железом.

Трудовой коллектив работает. Работает хорошо.

Если, конечно, сравнивать объем работ, которые делает министерство, с трудозатратами моих московских коллег, то их мне понадобилось бы раза в три или четыре больше. Может быть, коллегам, которые работают здесь, нужно подтягиваться с точки зрения навыка подготовки документов, кругозора, еще чего-то, но в плане самоотдачи и желания сделать - крымские специалисты существенно выше.

- И все же ваши рецепты борьбы с коррупцией?

- Для того чтобы с коррупцией цивилизованно воевать, чтобы не было никаких подозрений, путь один - прозрачность и открытость в действиях и принимаемых решениях. Я, к примеру, все свои подведомственные организации за полугодие заставил изменить объем информации, которую они выдают на сайты. Закупочные процедуры ужесточились.

В общем, прозрачность и открытость. За свою жизнь я никаких иных рецептов борьбы с коррупцией реально не придумал. Есть еще последствия - когда по хвостам бьют и сажают.

О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОНАХ КРЫМСКОЙ ЭКОНОМИКИ

- Вам, как человеку, пришедшему со стороны, наверное, виднее плюсы и минусы…

- Для меня было неким откровением, что крымская экономика является сбалансированной. У нас нет структурных перекосов. Может быть, кому-то покажется слабостью, что мы так сильно не зависим от нефти и газа, тогда мы бы быстрее догнали Татарию и Башкирию. Но у нас, к примеру, доля промышленности, сельского хозяйства, курортно-санаторная сфера, торговля идут где-то на уровне 17 процентов каждая. С точки зрения пропорционального развития - это очень хорошо. У Крыма есть уникальное сочетание факторов, при разумном применении которых он обречен на успех. Мы рано или поздно обязательно должны стать донором как субъект Российской Федерации.

- Через пресловутые 10 лет?

- Если мы будем наращивать тот темп инвестиций, которым сейчас идем, в принципе, да. Мы должны такими стать, для этого есть все условия: природно-климатические, экономические, налоговые.

У нас есть земля, которая может дать больше добавленной стоимости и урожайности. У нас пока еще «нулевое» животноводство. А оно здесь возможно и будет обязательно.

У нас есть курортная составляющая - солнце и море. Исторически Крым создавался как всероссийская здравница. Это был правильный рациональный подход.

- Нынче все отмечают значительный отток туристов. Турция открылась, а у нас высокие цены и невысокий уровень сервиса. Есть ли в этом частичная вина или солидарная ответственность вашего министерства? Что сделать, чтобы ситуация не повторилась в следующем году?

- Не успеваем мы. Для того чтобы тех туристов, что едут в Турцию, «заякорить», нам нужна инфраструктура, на создание которой в свою очередь нужно не меньше 3-5 лет. Потребности современного туриста отличаются от того, что было 10 лет назад. У нас будет наверняка проседать ниша неорганизованного туриста. Чем дальше, тем больше. И мы ее можем заменить только современными местами размещения определенного комфорта, с хорошим уровнем обслуживания. Но еще лучше, если это будет круглогодичное санаторно-курортное лечение. Климат и все остальное нам позволяют. Просто на сезонности мы не выживем… Никакой инвестор не будет приходить сюда, да и вообще куда бы то ни было, если он доходы получает только с мая по сентябрь. Это бессмыслица.

Хотим мы или не хотим, это у нас будет. Люди будут здесь создавать круглогодичные санаторно-курортные комплексы. И мы должны быть к этому готовы. Мы должны дать им возможности и площадки. Если мы не можем своими силами, нужно продавать их в руки тех, что своими деньгами могут довести до уровня 3, 4, 5 звезд.

Сравните: рейс на Симферополь.

Сравните: рейс на Симферополь.

...А это выстроились очереди в Турцию.

...А это выстроились очереди в Турцию.

- Означает ли это, что санаторно-курортная сфера займет большую долю экономики? То есть начнется перекос.

- Не начнется. Если смотреть даже по структуре инвестиций примерно в той же пропорции, в которой находятся основные сферы, происходит рост. У нас есть сферы, связанные с существенным отставанием - это сфера строительства, его доля в экономике маленькая. Но инвестиции в строительство идут большие. Отрасль будет развиваться, теснить другие. Но пропорциональность останется.

Вообще в Крыму сильный предпринимательский дух, потому что исторически жители Крыма так или иначе выживали - за счет того же самого курортного обслуживания. У нас очень большая доля индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса на душу населения. Это тоже определенное конкурентное преимущество.

.

.

- Плавать, в общем, уже научились? Или еще учимся?

- Учимся. Это процесс. Вся Российская Федерация еще осваивает навыки плавания. Но мы активно догоняем.

- Слабые стороны?

- Убитая инфраструктура. Иначе не было бы программы ФЦП.

"Крым уже хорошо держится на воде"

"Крым уже хорошо держится на воде"

КИТАЙЦЫ ДУМАЮТ СТРОИТЬ ТУННЕЛЬ ЧЕРЕЗ КЕРЧЕНСКИЙ ПРОЛИВ

- Крымчане жалуются на высокие цены на продукты…

- Цена может регулироваться на определенные товары, но не на все. У нас есть определенная транспортная составляющая, которая подталкивает цены к росту. По крайней мере, на продовольствие. По непродовольственным товарам у нас динамика цен ниже, чем в целом по России. Может, это связано с более низкими доходами. Не знаю, это как гипотеза. У нас впереди еще год - до того, когда поедут первые машины и поезда через Керченский мост. Наличие транспортного коридора заставит поджаться цены и с точки зрения конкуренции, и себестоимости доставки.

С точки зрения внутреннего продовольственного рынка я, как человек, который регулярно ездит на рынок в Симферополе, скажу: все-таки в отличие от подмосковных (в Подмосковье бываю часто на выходных), не говорю о московских рынках, здесь цены очевидно ниже. Уровень зарплат не обсуждаем. Но в Подмосковье тоже не Ротшильды живут.

Около 600-700 рублей под Новый год стоили огурцы на полуострове на рынках.

Около 600-700 рублей под Новый год стоили огурцы на полуострове на рынках.

- А если еще появится туннель, который вроде как предлагают построить китайцы. Есть у него перспективы?

- Было некое тестирование с китайской стороны: - А вам нужен туннель? - Да, нужен.- Точно нужен? - Да. - Хорошо. Ладно. Мы подумаем.

Есть и группа российских копаний, которая интересуется прокладкой туннеля. Эта резервная транспортная артерия, скорее всего, должна принять форму концессии. Но пока детально проработанных, внятных проектов по туннелю нет. Есть интерес. Он пока не прошел стадию реального прикладного осмысления.

- Маркером убитой экономики РК стала «Крымская железная дорога». Рельсы ржавеют, вагоны и тепловозы простаивают, специалисты едут на материк. Как задействовать, загрузить транспортников?

- Есть проект строительства скоростной дороги от Керчи до Симферополя. По поручению главы создана рабочая группа. Развитие железнодорожного сообщения для нас - вторая по важности после строительства «Тавриды» задача. Евпатория, Саки - 2,5 часа в пробке. Нам нужен скоростной поезд. И он будет. Но опять же не за один год, не за два, не за три. Но надо об этом задумываться. Транспортный коридор от Керчи до Симферополя со стыковкой с аэровокзальным комплексом и железнодорожные ветки на Евпаторию и Саки, с тем чтобы человек за 30 минут оказывался там, где ему надо. Это тоже из конкурентных преимуществ региона. У нас сейчас человек приехал в аэропорт. Оттуда он должен либо в автобус-троллейбус сесть и пилить по жаре и пробкам. Либо обратиться к ребятам, которые вертят ключи на пальце и которые половину стоимости путевки возьмут… Человек - раз съездит в Крым отдохнуть, два - съездит. И если его не субсидировать, он не поедет в третий раз. Все в наших руках. Либо мы напряжемся - и люди будут к нам ездить. Либо будем проседать по туристической части. У нас будут развиваться и сельское хозяйство, и промышленность в рамках СЭЗ. А туристов придется снова завоевывать.

ПОШЛИ ОНИ В ПЕНЬ

- ЕС продлил санкции против Крыма еще на год. Дональд Трамп не собирается снимать санкции с России, грозит новыми. Как это отражается на крымской экономике? С какими странами реально можно наладить экономическое сотрудничество?

- То, что нам могли бы дать иностранцы, нам дают российские инвесторы. По поводу инвестиционного климата в Крыму: в прошлом году мы были 83-ми, одно из последних мест. За год РК в общероссийском рейтинге привлекательности поднялась на 20 позиций, мы 64-е. Мы не просто хотим закрепиться на этих позициях. Мы хотим двигаться дальше, и потенциал есть.

Если бы санкций не было, поток инвестиций был бы просто-напросто больше. У нас валовой региональный продукт 250 миллиардов рублей. Объем инвестиций, которые сейчас проходят, - 250 миллиардов рублей. У нас потенциально удвоение экономики уже заложено. Это только за последние два года. А мы хотим большего. Если по-честному, нам бы помочь инвесторам освоить эти 250 миллиардов в ближайшие год-два. Это очень приличная сумма.

- 250 миллиардов - подтвержденных инвестиций?

- Будет усушка, кто-то уйдет, конечно, но, исходя их этого соотношения, мы видим, что закладывается фундамент для очень мощного развития. Когда я приехал в Крым, то был удивлен, сколь много уже сделано с точки зрения тех же самых инвестиционных соглашений. Теперь у нас задача, которую ставит глава республики: чтобы ни один инвестор не ушел. Основная головная боль - длительная процедура согласований… Будем уменьшать, улучшать, повышать, заботиться, холить и лелеять.

- Как санкционная политика отражается лично на вас? Вы же ведь тоже в черных списках.

- Я рад, что Вашингтон заметил мой вклад в экономическое развитие Крыма. Если бы у меня не было уверенности в том, что я рано или поздно попаду в эти списки, я бы не стал министром экономики. Это как факт: да, у тебя есть интересная работа, но против этого стоит санкционный список. Выбор я сделал. В декабре прошлого года. У меня нет активов за рубежом, и в Штаты я не собирался ездить уже давным-давно. Пошли они в пень.

"Если бы санкций не было, поток инвестиций был бы просто-напросто больше".

"Если бы санкций не было, поток инвестиций был бы просто-напросто больше".

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

ДОСЬЕ «КП»

Андрей Мельников родился 3 сентября 1969 года. Окончил с отличием экономический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1992 году, по специальности экономист-математик. Работал в группе экспертов президента России, в Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы (подкомитет по банковскому законодательству), в Министерстве экономики РФ. С 1998 года вошел в группу по созданию государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». В феврале 2004 года перешел на работу в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» в должности заместителя генерального директора. С 30 декабря 2016 года - министр экономического развития Республики Крым. Возглавляет топ-5 самых «богатых» министров Крыма по итогам 2016 года. Женат, имеет двух сыновей, 26 и 13 лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Крым в России: за 3 года доходы жителей выросли почти в два раза

Правительство Крыма представило итоги развития республики в составе России, сравнив их с данными украинского прошлого. (Подробности)