Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире28 июня 2017 12:03

Зачем Вьетнаму нужна Россия

В Россию с первым визитом прибыл новоизбранный президент азиатской страны Чан Дай Куанг
Два президента найдут много общего и договорятся о дальнейшем развитии отношений между Россией и Вьетнамом

Два президента найдут много общего и договорятся о дальнейшем развитии отношений между Россией и Вьетнамом

Фото: EAST NEWS

В среду в Москву прибывает со своим первым визитом новоизбранный президент Социалистической Республики Вьетнам, Чан Дай Куанг. Его жизненный путь во многом похож на биографию президента России. Юрист по образованию, кадровый разведчик, руководил вьетнамским ФСБ. Почти сверстник – ему шестьдесят.

По этой оказии я вспомнил о своей недавней поездке во Вьетнам.

Вьетнам – очень спокойное место, несмотря на высокие (7% в год) темпы роста экономики. Люди не торопятся. Хотя население здесь не маленькое - под сто миллионов, больше, чем в любой европейской стране, но нет ощущения скученности, нет трущоб; люди живут в домах, а не в хижинах, которые видишь в соседних странах. Грамотность – всеобщая, дети учатся. К детям – хорошее отношение, как во всех социалистических странах. Они одеты, умыты, не предлагают вам вымыть стекло машины.

Во Вьетнаме нет побирушек и попрошаек – по крайней мере я не видел их ни разу. Не видел я и проституции. В отличие от соседнего Таиланда. Хотя на европейский взгляд, вьетнамские женщины – одни из самых привлекательных в Юго-Восточной Азии, во Вьетнаме нет секс-индустрии, нет эротической рекламы. Народ занимается делом, а не соблазнами.

Вьетнамцы шьют отличную одежду, в основном на экспорт, в Россию идет мебель, изделия из кожи – это они тоже хорошо делают. Вывозят они рыбу и креветок.

Вьетнамцы – прирожденные рыбаки. Туристу – а во Вьетнам приезжают многие тысячи русских туристов – стоит посетить бухту Халонг, на севере страны, где из чистых изумрудных вод торчат причудливой формы скалы, маленькие острова, испещренные пещерами, а между ними плавают джонки – маленькие рыбачьи лодки.

Экспорт креветок – большой бизнес Вьетнама. Они их продают и в Америку, и в Россию. В заливе Ван Фонг, защищенном от больших волн, стоит множество креветочных ферм, где их разводят. Там же – маленькие тропические острова с белым чистым песком. Ван Фонг недалеко, в ста километрах от Нячанга, главного порта русских туристов, города, где половина вывесок – по-русски, и местные вьетнамцы тоже говорят на языке Пушкина и Ленина.

Туризм – сильный козырь России, потому что объем торговли невелик – всего полтора миллиарда долларов весь российский экспорт, два с половиной миллиарда долларов российский импорт. Для сравнения: Китай экспортирует во Вьетнам на 66 миллиардов, и импортирует на 33 миллиарда долларов.

Но торговля – это не всё. У России сохранились важные позиции во Вьетнаме. В 2010 г. была подписана совместная декларация о стратегическом партнерстве между Вьетнамом и Россией. В 2012 г. была подписана декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве; в мае 2015 г. было подписано соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам. В ноябре президент Путин отправится во Вьетнам с ответным визитом, и выступит на сессии АТЭС.

Вьетнам продолжает покупать российское оружие. Китай и США – два главных претендента на влияние во Вьетнаме – предлагают покупать у них, и даже на очень выгодных условиях, но вьетнамцы упорно отказываются. Доводы у них практические: все вооружение российское, солдаты привыкли, перевооружать будет дорого и трудно. Лучше продолжать покупать в России.

До 2001 года у России была и унаследованная от СССР военно-морская база в заливе Камрань. Я бывал там – сказочный залив, полностью защищённый от волн Тихого Океана. Таких удачных мест на планете немного. Но я не уверен, что стоит тужить об утрате базы – у сегодняшней России не хватает сил на содержание нескольких океанских флотов. Даже Советскому Союзу было нелегко. Гораздо более скромная внешняя политика России пока не нуждается в базе Камрани.

Как опытный канатоходец, Вьетнам балансирует между Китаем и США. Это главный смысл вьетнамской внешней политики. Китай близко, с Китаем огромный товарообмен, много китайских туристов, есть китайские инвестиции, но есть и традиционное недоверие. Вьетнам был китайским тысячу лет, а затем тысячу лет был независимым – и все это время вьетнамцы опасались своего огромного северного соседа. Опасаются и сейчас – но и дружат в то же время.

США в свое время убили множество вьетнамцев, в стране остались пять миллионов вдов и сирот, сельское хозяйство и природа страшно пострадали от химического оружия Agent Orange, которое американцы щедро употребляли. Несмотря на это, Вьетнам помирился с США, торгует, привлекает инвестиции. США нужны Вьетнаму в противовес Китаю, и для развития экономики.

А с Россией – историческая дружба. Русские помогали вьетнамцам во всех войнах, и никогда не претендовали на роль хозяина и гегемона. Россия – та самая третья сторона, которая позволяет Вьетнаму поддерживать баланс и сохранять независимость.Будем надеяться, что два президента найдут много общего и договорятся о дальнейшем развитии отношений между Россией и Вьетнамом.