Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+9°
Boom metrics
Общество15 марта 2016 8:00

Заплутавшие во времени: Больше тысячи нижегородцев остаются гражданами СССР

Кто и почему никак не может расстаться с паспортом не существующей на карте страны
Заплутавшие во времени: Больше тысячи нижегородцев остаются гражданами СССР.

Заплутавшие во времени: Больше тысячи нижегородцев остаются гражданами СССР.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Мой адрес – не дом и не улица, мой – адрес Советский союз! Эту песню смело можно считать гимном нижегородцев, по-прежнему остающихся гражданами СССР. С момента распада Советского союза миновала уже четверть века, но расстаться со своими красными паспортами с серпом и молотом они так и не смогли.

А вдруг депортируют?

55-летняя Манана Наврузова родилась и выросла в Грузинской Советской Социалистической республике. Там же вышла замуж и родила троих детей. Жизнь текла размеренно и, казалось, не готовила ей никаких сюрпризов. Тем более неожиданным для нее стал крах некогда могучей империи, а вместе с тем и крах ее собственной жизни.

- Когда в 1991 году Союз распался, в Грузии началось очень быстрое обнищание, - вспоминает Манана. – Предприятия закрывались одно за другим, люди оставались без работы. Масла в огонь добавил вспыхнувший конфликт между Грузией и Абхазией. Мы с мужем поняли – надо уезжать.

В 96-ом году они с тремя маленькими детьми на руках приехали в Нижний Новгород, где их никто не ждал.

- Я устроилась торговать на местный рынок, муж – к знакомым. Тогда на документы никто особо не смотрел – все работали, где придется, - рассказывает Манана. – Через три года, уже в Нижнем, у меня родился четвертый ребенок – Юра. И тоже с меня ничего не спросили – главное было заплатить деньги в роддоме.

Так потянулись долгие годы жизни с паспортом уже не существующей страны: с платными анализами в больницах, неофициальными заработками и вечным страхом перед проверкой документов на улице. Несколько раз Манана собиралась обратиться в миграционную службу и обзавестись российским гражданством. Но стоило ей об этом заговорить, как все испуганно шикали – «ты что, а вдруг тебя депортируют?» Неизвестно, сколько еще длилась бы вся эта эпопея, если бы сыну Юре не предстояло сдавать экзамены, к которым без паспорта его попросту не допустят.

Манана Наврузова родилась и выросла в Грузинской Советской Социалистической республике.

Манана Наврузова родилась и выросла в Грузинской Советской Социалистической республике.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

- Сейчас ему 16 лет. У него есть свидетельство о рождении, но нет ни медицинского полиса, ни паспорта – ведь для всего этого нужна регистрация, - сокрушается Манана. – Его то и дело останавливают на улице полицейские и требуют документы. А ведь моему мальчику еще школу надо заканчивать, ЕГЭ сдавать.

Последние два года женщина только и делает, что обивает пороги миграционной службы, но пока безрезультатно. Если бы у нее хотя бы было грузинское гражданство, было бы проще. А у нее на руках лишь паспорт той страны, которую не может отыскать на карте ни один чиновник. Отчаявшись добиться правды самостоятельно, Манана обратилась в Приволжский миграционный центр и вот тут-то и узнала, что таких как она в городе не десятки и даже не сотни.

Паспорт страны, которую не может отыскать на карте ни один чиновник.

Паспорт страны, которую не может отыскать на карте ни один чиновник.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

В Россию на последние серьги

История Мананы Наврузовой как две капли воды похожа на историю еще одной ее соотечественницы Майи Коклиян. Как и Манана, она бежала в Россию от разгоревшейся на Кавказе войны и неожиданно для себя оказалась заложницей рухнувшей империи.

- В 1993 году я разошлась с мужем и с маленьким ребенком на руках приехала в Нижний Новгород, к брату, - вспоминает Майя. – Денег на дорогу не было и чтобы сюда добраться, я продала последние сережки. Тут с работой тоже было туго, и первые годы я просто присматривала за детьми брата. А потом устроилась торговать на ближайший рынок.

В Нижнем Майя вышла замуж второй раз – за парня из Баку, обладателя такого же советского паспорта. Вскоре у них родилась дочка… в Минске.

- Мы ведь все жили в одной стране: у всех родственники по всему Союзу, - объясняет Майя. – Вот и у мужа брат живет в Беларуси. Незадолго до рождения дочери мы взяли и поехали к нему в гости – там наша девочка и появилась на свет, на месяц раньше времени.

Все эти путешествия по бывшему Советскому Союзу еще не раз аукнулись в жизни Майи Коклиян: у девочки в ее 17 лет нет свидетельства о рождении. Чтобы оформить хоть какие-то документы, ее родители вынуждены были запрашивать справки и из Грузии, и из Беларуси.

Майи Коклиян бежала в Россию от разгоревшейся на Кавказе войны и неожиданно для себя оказалась заложницей рухнувшей империи.

Майи Коклиян бежала в Россию от разгоревшейся на Кавказе войны и неожиданно для себя оказалась заложницей рухнувшей империи.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

- Дочь сильно переживает по этому поводу, - сокрушается Майя. – Когда она стала заканчивать девятый класс, в школе узнали, что у нее нет паспорта - и не допустили до экзаменов. Вот уже два года, как она сидит дома – не может ни устроиться на работу, ни закончить школу. Единственный выход для всей нашей семьи – это получение мной российского паспорта. Тогда и муж, и дочка тоже могут рассчитывать на гражданство России.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ…

Галопом по Советам

63-летняя Зина Калашян успела пожить в четырех советских республиках, а вот паспорта так нигде и не получила. Родившись в Грузии, в шестилетнем возрасте вместе с родителями переехала в Армению.

- В 16 лет я вышла замуж – вполне официально, со свидетельством о браке. Вот только мужу штамп поставили в паспорт, а мне документ так и не дали, - вспоминает Зина. – Поначалу я на это даже внимания не обратила – совсем молоденькая была. Да и не нужен он мне был в нашем ауле: работали мы в местном колхозе, все друг друга и так знали.

Проблемы начались, когда в 93-м году семья решила перебраться в Украину. В армянском ауле попросту не было бланков для паспортов, поэтому Зине выдали обычную справку, подтверждающую ее личность. В те времена этого оказалось достаточно для пересечения государственной границы. Как ни странно, особых нареканий это не вызвало и у украинских властей – там с этой справкой Зина прожила 19 лет. Более того, у нее даже была регистрация. А вот паспорт, и гражданство она так и не получила.

- Сколько раз я ни обращалась в миграционную службу Украины, мне всегда отвечали отказом, - жалуется Зина. – Оно и понятно, никому не хотелось заниматься моими проблемами – там ведь одной бумажной волокиты сколько! Любые попытки самостоятельно сделать запрос в Грузию и Армению тут же пресекались на корню – во всех посольствах сразу спрашивали паспорт, а у меня, кроме этой справки и трудовой книжки, нет никаких документов.

Когда в 2014 году в Украине вспыхнула война, Зина вместе с другими жителями Донецка бежала в Россию – ночью, прямо через поля.

- Как только приехала к дочери в Нижний Новгород, мы сразу занялись оформлением документов, - объясняет Зина. – И оказалось, теперь мне нужно получить справки из Армении, Украины и Грузии. Сама я это сделать не могу, так как документов у меня по-прежнему нет. Вся надежда на УФМС – может быть, они сами сделают запрос в эти страны.

КОМПЕТЕНТНО

Игорь Графов, юрист Приволжского миграционного центра: «Гражданство России – через суд!»

- Сейчас на территории Нижегородской области насчитывается около одной тысячи человек, приехавших из бывших республик СССР и так и оставшихся с советскими паспортами. В основном, это уроженцы Армении, Грузии, Узбекистана и Таджикистана. Основной костяк среди них составляют 50-летние люди и их дети, которые получили свидетельства о рождении еще в СССР. В принципе, федеральная миграционная служба готова предоставить им всем российское гражданство, но для этого они должны собрать большой пакет документов.

Прежде всего, это:

Свидетельские показания о том, что они действительно все это время прожили в России. Собрав все эти документы, они могут получить гражданство России через суд. В любом случае наш центр готов совершенно безвозмездно оказать им помощь в его получении – проконсультировать и оказать юридическую поддержку.

КСТАТИ

По данным УФМС по Нижегородской области, в настоящее время в регионе проживают 772 человека с советскими паспортами образца 1974 года. Примерно 600 из них отказываются менять паспорта по религиозным причинам, еще 150 – по идеологическим причинам. Наибольшее число убежденных противников смены паспорта проживает в Дивеевском районе Нижегородской области.