Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Наука18 июня 2015 11:00

Алексей Крылов: Без него не было бы современного флота России

Ученый и кораблестроитель разработал теорию качки и теорию непотопляемости. И на практике сделал очень многое [видео]
Алексей Николаевич Крылов (1863 - 1945).

Алексей Николаевич Крылов (1863 - 1945).

Как основателя флота российского обычно вспоминают Петра Первого - что, безусловно, справедливо. Но современного торгового и военного флота в России не было бы без Алексея Николаевича Крылова.

Гениальный теоретик и практик морского дела, кораблестроитель, генерал флота, академик, создатель современной теории корабля, теории качки и теории непотопляемости, физик и математик, механик и педагог, Алексей Крылов родился в селе Висяга Симбирской губернии (сейчас это Республика Чувашия) в 1863 году.

Его дед участвовал в суворовских походах, был ранен в Бородинском сражении во время войны с Наполеоном. Отец-офицер участвовал в Крымской войне - между прочим, в артиллерийской бригаде он занял место Льва Толстого, переведенного на другое место службы.

И таких переплетений с судьбами великих россиян в биографии Алексея Николаевича Крылова множество. Во время учебы в Морском корпусе (1878 - 1884) он дружил с сыном Дмитрия Менделеева Володей. В каникулы молодые люди вместе приезжали в гости к создателю периодической системы элементов, Алексей учился ставить научные опыты.

Курсант Морского училища Алексей Крылов в 1882 году.

Курсант Морского училища Алексей Крылов в 1882 году.

По идеям Менделеева в Петербурге был построен Морской Опытовый бассейн, которым восемь лет руководил Алексей Крылов. Здесь испытывали новые модели судов и подводных лодок, в том числе первой отечественной подводной лодки «Дельфин» и ледокола «Ермак», проверяли остойчивость и плавучесть военных кораблей и влияние качки на меткость стрельбы. На основе Опытного бассейна создан Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова - сейчас это Крыловский государственный научный центр.

Алексей Николаевич был другом и единомышленником флотоводца и полярного исследователя Сергея Осиповича Макарова. Дочь Крылова Анна вышла замуж за Петра Леонидовича Капицу, лауреата Нобелевской премии по физике и основателя Института физических проблем.

Уже в советское время Крылов работал за границей вместе с легендарными дипломатами - Александрой Коллонтай и Леонидом Красиным. Французский и немецкий язык он отлично выучил еще подростком: Алексей с родителями несколько лет жил в Марселе и Риге. Даже в Морском корпусе он изучал математику в основном по книгам на французском языке.

В Морском корпусе Крылов освоил теорию магнитных компасов, и сразу после выпуска был принят на работу в компасную часть Главного гидрографического управления. Первое его исследование было посвящено девиации магнитных компасов (девиация - это ошибка компаса под влиянием железа на судне или самолете). Темой этой он занимался всю жизнь, и именно за теорию девиации и влияния качки на показания компаса 1941 году Крылову присудили Сталинскую премию.

Затем Алексей Николаевич окончил кораблестроительное отделение Морской академии и начал сам преподавать - чем и занимался потом практически до конца жизни, почти полувека.

Мировую известность русскому ученому принесла теория качки. Вам приходило в голову, что у волн и качающихся на них кораблей может быть какая-то теория с расчетами и формулами? Поэтичный шум прибоя, белые барашки морской пены, да хоть морская болезнь - это понятно. Но как стихию океана измерить, посчитать и применить для постройки судов, не боящихся качки? Крылов смог.

В 1895 Алексею Николаевичу поручили изучить вопрос о запасе глубины под килем корабля при боковой качке для прохода в порт Лиепаи. Крылов не только сделал расчеты, но и создал первую теорию килевой качки (до него задача считалась неразрешимой), а также теорию демпфирования (успокоения) бортовой и килевой качки. Предложенные им принципы применяются до сих пор.

В 1898 году Алексей Крылов сформулировал «Общую теорию качки корабля на волнении». Она стала называться «теорией Крылова». Пассажиры круизных лайнеров сейчас почти не ощущают волн в Средиземном море или океане - ходят себе в рестораны, загорают на палубе. Без теории Крылова идиллический отпуск в круизе быстро превратился бы в пытку.

За эти исследования Русскому капитану флота присудили золотую медаль Английского общества корабельных инженеров и сделали его членом общества - хотя раньше там ни одного иностранца не было. И это - в Британии, владычице морей, гордящейся морскими традициями!

1898 год. Русский ученый, капитан Крылов сформулировал общую теорию качки.

1898 год. Русский ученый, капитан Крылов сформулировал общую теорию качки.

В 1908 году Крылов назначен главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета, занимающегося проектированием судов и наблюдением за их постройкой. То есть, по сути, развитием русского флота и безопасностью мореплавания. Он руководил строительством современных линкоров типа "Севастополь" и эсминцев типа "Новик".

Много позже, в 1926 году, Алексею Крылову предлагали избираться на пост вице-президента Академии наук. На что он ответил: «Не имеет смысла отрывать меня от вверенной мне постройки судов, в проекты которых я внес много своего».

С 1910 года Крылов - консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911 году - уже генерал для особых поручений при морском министре. В этой должности занимается и руководством Путиловскими заводами, и морской метеорологией, и подъемом затонувших кораблей.

Теория непотопляемости - еще один важнейший вклад Крылова в морскую науку. Алексей Николаевич составил таблицы непотопляемости для военных кораблей. Они помогали уменьшить крен корабля, получившего пробоину. Идея по тем временам парадоксальная: надо не откачивать воду, как привыкли моряки, а наоборот, заполнять водой другие отсеки - тогда корпус выровняется.

Теория подъема затонувших судов - принципиально новый раздел теории корабля, созданный Алексеем Крыловым. Он его разработал на основе работ по подъему линейного корабля «Императрица Мария», погибшего в Севастопольской бухте в 1916 году.

В советское время Крылов был постоянным консультантом ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения), созданной в 1923 году. Во время Великой Отечественной войны на базе ЭПРОН организовали аварийно-спасательную службу советского Военно-морского флота.

В 1912 году Крылов избран в Совет и в Правление Русского общества пароходства и торговли. В том же году подготовил доклад для морского министра, благодаря которому Государственная Дума выделила 500 миллионов рублей для «воссоздания флота». А именно - на постройку боевых кораблей, оснащение портов, заводов и морских баз.

Еще в 1891 году Алексей Крылов женился на юной курсистке Елизавете Драницыной. У них родились пятеро детей, но двое умерли в младенчестве. Брак же по сути распался в 1914 году.

«Началась эта страшная война 1914 года, - вспоминает дочь Алексея Николаевича, Анна. - Изменилась жизнь и нашей семьи. Мама окончила курсы медсестер и все время работала в разных госпиталях, в лазаретах. ...Примерно в это же время у папы возник очень серьезный роман с Анной Богдановной Ферингер. Для мамы это был тяжелейший удар - узнать о папиной измене. ...Мама поручила нас своей сестре Ольге Дмитриевне, а сама уехала на фронт сестрой милосердия».

С 1915 года Крылов трудится в совете Комиссии по изучению производительных сил России. Она была создана Академией наук, возглавлял комиссию Владимир Вернадский. Шла Первая мировая война, и стране нужны были новые источники металлов и других полезных ископаемых. Комиссия продолжала работать и в советское время.

В 1916 году Алексей Николаевич становится действительным членом Академии наук, директором Главной геофизической обсерватории, в 1919 году - начальником Морской академии. Сейчас Крылова наверняка назвали бы эффективным топ-менеджером и пригласили преподавать в престижную бизнес-школу: у него было множество руководящих должностей, и везде он успевал сделать массу нового и полезного!

"Помню, я задал однажды вопрос деду:

- Почему тебя как генерала в революцию не расстреляли?

И его ответ:

- Генерал генералу - рознь.

Действительно, загадкой остается тот факт, что никого из нашей семьи и семьи Крыловых не подвергли репрессиям ни до войны, ни после. А ведь два сына Алексея Николаевича - Алексей и Николай - были офицерами и участвовали в гражданской войне на стороне белого движения и погибли в частях Деникина в 1918 году... Этого было вполне достаточно для самых суровых мер", - пишет Андрей Капица, внук Алексея Николаевича.

"Теперь я понимаю, что Алексей Николаевич смотрел на наше правительство как на землетрясение, наводнение, грозу. ...Конечно, это было в высшей степени странно: шел 1918 год, папа был полный царский генерал и, несмотря на это, совершенно спокойно стал начальником академии. ...Алексей Николаевич считал, что на нем лежит ответственность за судьбу русского флота и нужно делать свое дело, - объясняет события первых послереволюционных лет дочь Крылова Анна. - Помню, он при мне как-то рассказывал:

"Выхожу на свою первую лекцию и спрашиваю:

- Кто знает математику в размере гимназического курса? В ответ молчание...

- Кто знает математику в размере реального училища? В ответ молчание...

- Кто учил арифметику в церковно-приходском училище? Поднимается четыре руки.

- Ясно, говорю, сегодня лекция не состоится, приходите завтра в это же время".

И он прочел курс теории корабля абсолютно неграмотным людям, да так, что они все поняли. Без единого математического знака или формулы".

С 1921 по 1927 год Крылов живет и работает в Европе. Уезжает туда вместе с группой ученых: восстанавливать научные связей, закупать оборудование и литературу. Потом становится консультантом советского полпредства, представителем Нефтесиндиката, начальником Морского отдела Российской железнодорожной миссии в Берлине, членом правления Русско-Норвежского пароходного общества.

Он постоянно в разъездах, ведет переговоры в Великобритании и Норвегии, Германии и Франции, заключает контракты на покупку судов, лично наблюдает за строительством танкеров и лесовозов, за ремонтом и погрузкой в портах... Советская Россия купила за границей 900 паровозов, и их решено было доставить морем. А для этого надо найти суда и обеспечить безопасное плавание с необычным грузом. Крылов справился.

В Париже он наладил отношения с первой женой Елизаветой Дмитриевной (она вместе с дочкой эмигрировала еще в 1919 году). Помогал ей деньгами, хотя жил и путешествовал по Европе с Анной Ферингер. "После пережитой трагедии - гибели сыновей - родители помирились вполне. Мама поняла, что семейной жизни у них не может быть, но дружба и любовь остались. Существовала я - и для того, и для другого. Они оба сосредоточили свою любовь на мне и как бы в этом снова слились духовно", - объясняет смысл этой противоречивой ситуации Анна Крылова-Капица.

На основе Опытного бассейна в Санкт-Петербурге создан Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова - сейчас это Крыловский государственный научный центр.

На основе Опытного бассейна в Санкт-Петербурге создан Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова - сейчас это Крыловский государственный научный центр.

В 1927 году Крылов вернулся в Россию. Больше власти его за границу не выпустили. В 1930-е годы Крылов руководит Физико-математическим институтом Академии наук и Всесоюзным Научно-техническим обществом судостроения, создает вузовский курс "Вибрации судов". Находит третью жену, Надежду Константиновну Вовк-Россохо, с ней они жили до смерти «Вовочки» во время Великой Отечественной войны.

В 1939 году в СССР пышно отмечали 75-летие академика Крылова. "Я почти 60 лет служу любимому морскому делу и всегда считал само это служение Флоту, Родине и народу наивысшей честью для себя. Вот почему я не пойму, чем же я заслужил сегодня такие почести?", - отвечал Алексей Николаевич на поздравления.

Во время войны Крылова эвакуировали в Казань. Успев вернуться в Ленинград после Победы, в 1945 году он умер. О похоронах рассказывает внук Андрей Капица: "Моряки хоронили его со всеми воинскими почестями, положенными адмиралу флота, и его провожал, как мне казалось, весь Ленинград".