Происшествия

Эксперт об авиакатастрофе в Казани: У летчиков пикирующего «Боинга» было 20 секунд, чтобы спасти самолет

«КП» обсудила со специалистом предварительные данные расследования трагедии в Татарстане
Предварительные данные расследования авиакатастрофы в Казани: Пикирующий «Боинг» еще можно было спасти

Предварительные данные расследования авиакатастрофы в Казани: Пикирующий «Боинг» еще можно было спасти

Фото: РИА Новости

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал первые выводы расследования крушения Боинга 737-500 в Казани.

Расшифровав данные параметрического самописца, следователи пришли к выводу, что лайнер пережил «сваливание» в штопор, как и предполагали эксперты «КП». Но почему это произошло? В сообщении МАК происшествие описывается детально, с обилием технических терминов. Мы попросили прокомментировать их Героя России летчика-испытателя Анатолия Кнышова.

Фото: REUTERS

Итак, на подходе к аэропорту экипаж обнаружил, что выполнить безопасную посадку не удастся. Причины этого могут быть разные: например, лайнер отклонился от полосы или пилоты по каким-то причинам не смогли двигаться по траектории снижения. Экипаж информирует диспетчера и начинает уход на второй круг в режиме TOGA (Take Off / Go Around, что значит «Взлет / Уход на второй круг). При этом командир воздушного судна берет управление на себя, отключив автопилот.

Двигатели выводятся на режим, близкий к взлетному, закрылки из посадочного положения (30 градусов) переводятся во взлетное (15 градусов). До сих пор, по словам Анатолия Кнышова, все правильно — чтобы набрать высоту, пилоты переводят машину в режим взлета. Но вот дальше...

Читаем в сообщении МАКа: «Под действием кабрирующего момента от тяги двигателей, самолет перешел в набор высоты и достиг угла тангажа (угол по отношению к горизонтальной плоскости, в данном случае - к земле, - прим. ред. ) около 25 градусов».

Это роковая точка, - говорит Анатолий Кнышов. - «Кабрирующий момент» - это когда во время увеличения тяги нос самолета подбрасывает. Пилоты должны компенсировать этот эффект отдачей штурвала от себя. Требовалось зафиксировать угол в 7-8 градусов. А они, судя по всему, тянули его на себя. 25 градусов - это смертельное положение. При 22-х самолет уже сваливается в штопор.

Фото: REUTERS

Представьте себе автомобиль, пытающийся забраться на очень крутую горку. Мощности двигателя не хватает, она ревет и стоит на месте. То же самое с самолетом. Набирая высоту под слишком большим углом, он теряет скорость, а потом останавливается. Но если у машины под колесами асфальт, то самолет, остановившись, начинает падение. Это и есть сваливание в «штопор». В Казани сваливание началось на высоте 700 метров. До столкновения с землей, согласно сообщению МАКа, оставалось еще 20 секунд. Пытаясь снизить этот 25-градусный угол, пилоты отдали штурвал от себя. Вот как описывается это сухим языком отчета МАК: «После уменьшения скорости со 150 до 125 уз экипаж начал управляющие действия колонкой штурвала по переводу самолета в пикирование, которое привело к прекращению набора высоты, началу снижения самолета и росту приборной скорости». «Боинг» воткнулся в грунт на скорости 450 километров в час.

Фото: REUTERS

- Но отдать штурвал от себя - правильное решение, - продолжает Анатолий Кнышов. - Самолет перешел в пикирование, и его еще можно было спасти. 450 километров в час — не такая большая скорость. Нужно было снова взять штурвал на себя, и тогда под действием рулей высоты машину можно было бы выровнять где-то около 300 метров над землей. Но пилоты этого не сделали. Почему? Думаю, у них просто не хватило опыта.

«Боинг» столкнулся с землей под углом 75 градусов - это практически вертикальное падение. Причем двигатели работали до самого падения.

КСТАТИ Появилась реконструкция авиакатастрофы в Казани Эксперты воссоздали хронику крушения Boeing-737 ИЗ ДОСЬЕ "КП" Последние слова пилота «Боинга» диспетчеру: «Мы не сядем...» Крупнейшая авиакатастрофа в истории Татарстана унесла жизни 50 человек, среди них старший сын президента республики, глава УФСБ, жена и падчерица телекомментатора Романа Скворцова. Boeing-737-500, выполнявший рейс по маршруту "Москва-Казань", уже заходил на посадку, но с первого раза приземлиться не смог. А при заходе на второй круг вдруг зашатался и через 10 секунд рухнул (читайте далее) СПИСОК ПОГИБШИХ ПАССАЖИРОВ А В ЭТО ВРЕМЯ Родные стюардессы Ольги Кабановой: «Она только вышла замуж...» Авиакатастрофа, произошедшая в аэропорту Казани, унесла жизни 50 человек. Близкие и друзья до сих пор не могут осознать, что родных больше нет. 25-летняя бортпроводница Ольга Кабанова, недавно начала новую жизнь. - Оленька была таким чистым, светлым человечком. Весной вышла замуж - они очень долго встречались, и вот решились пожениться. Хотели детей, большую дружную семью. Не сложилось...- рассказала «Комсомолке» подруга Кабановой (читайте далее) ПАМЯТЬ На сайте kp.ru появилась страница памяти погибших в казанской авиакатастрофе. Здесь вы увидите фотографии, узнаете имя и возраст каждого из 50 ушедших членов экипажа и пассажиров Boeing - 737-500. Вспомним всех поименно (читайте далее)

Появилась реконструкция авиакатастрофы в Казани

Эксперты воссоздали хронику крушения Boeing-737

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Последние слова пилота «Боинга» диспетчеру: «Мы не сядем...» Крупнейшая авиакатастрофа в истории Татарстана унесла жизни 50 человек, среди них старший сын президента республики, глава УФСБ, жена и падчерица телекомментатора Романа Скворцова. Boeing-737-500, выполнявший рейс по маршруту "Москва-Казань", уже заходил на посадку, но с первого раза приземлиться не смог. А при заходе на второй круг вдруг зашатался и через 10 секунд рухнул (читайте далее) СПИСОК ПОГИБШИХ ПАССАЖИРОВ А В ЭТО ВРЕМЯ Родные стюардессы Ольги Кабановой: «Она только вышла замуж...» Авиакатастрофа, произошедшая в аэропорту Казани, унесла жизни 50 человек. Близкие и друзья до сих пор не могут осознать, что родных больше нет. 25-летняя бортпроводница Ольга Кабанова, недавно начала новую жизнь. - Оленька была таким чистым, светлым человечком. Весной вышла замуж - они очень долго встречались, и вот решились пожениться. Хотели детей, большую дружную семью. Не сложилось...- рассказала «Комсомолке» подруга Кабановой (читайте далее) ПАМЯТЬ На сайте kp.ru появилась страница памяти погибших в казанской авиакатастрофе. Здесь вы увидите фотографии, узнаете имя и возраст каждого из 50 ушедших членов экипажа и пассажиров Boeing - 737-500. Вспомним всех поименно (читайте далее)

Последние слова пилота «Боинга» диспетчеру: «Мы не сядем...»

Крупнейшая авиакатастрофа в истории Татарстана унесла жизни 50 человек, среди них старший сын президента республики, глава УФСБ, жена и падчерица телекомментатора Романа Скворцова.

Boeing-737-500, выполнявший рейс по маршруту "Москва-Казань", уже заходил на посадку, но с первого раза приземлиться не смог. А при заходе на второй круг вдруг зашатался и через 10 секунд рухнул (читайте далее)

СПИСОК ПОГИБШИХ ПАССАЖИРОВ

А В ЭТО ВРЕМЯ

Родные стюардессы Ольги Кабановой: «Она только вышла замуж...»

Авиакатастрофа, произошедшая в аэропорту Казани, унесла жизни 50 человек. Близкие и друзья до сих пор не могут осознать, что родных больше нет.

25-летняя бортпроводница Ольга Кабанова, недавно начала новую жизнь.

- Оленька была таким чистым, светлым человечком. Весной вышла замуж - они очень долго встречались, и вот решились пожениться. Хотели детей, большую дружную семью. Не сложилось...- рассказала «Комсомолке» подруга Кабановой (читайте далее)

ПАМЯТЬ

На сайте kp.ru появилась страница памяти погибших в казанской авиакатастрофе. Здесь вы увидите фотографии, узнаете имя и возраст каждого из 50 ушедших членов экипажа и пассажиров Boeing - 737-500. Вспомним всех поименно (читайте далее)