Генеральный директор УК «Ингосстрах-Инвестиции» — о том, что за 20 лет изменилось на финансовом рынке для инвесторов и управляющих компаний, о популярных продуктах и о модели поведения УК и их клиентов
— УК «Ингосстрах-Инвестиции» на рынке уже 20 лет. Как за это время изменился рынок?
— За 20 лет на финансовом рынке в России было несколько кризисов: в 1998, 2008 и 2014 годах. Они оказали существенное влияние как на уровень спроса на услуги управляющих компаний, так и на продукты, которые они предлагают. Например, кризис 2008 года сильно снизил спрос на ПИФы, и до сих пор этот рынок до конца не восстановился. Тем не менее, есть и позитивное влияние: кризис 2014 года, когда на валютном рынке сильно ослабел рубль, существенно увеличил спрос на валютные активы - например, на еврооблигации российских эмитентов, доходность по которым до сих пор обгоняет ставки банковских депозитов.
— Как компании за это время удалось занять лидирующие позиции на рынке? В чем ваши сильные и слабые стороны?
— У УК «Ингосстрах-Инвестиции» качественный риск-менеджмент. К тому же, мы нацелены на выстраивание долгосрочных отношений с каждым клиентом. Мы предлагаем им взвешенные и оптимальные решения по соотношению «риск- доходность». Одна из основных задач компании — сохранить деньги клиента и обогнать по доходности основного конкурента на рынке финансовых услуг — депозит в банке.
— Какое количество клиентов у вас было в самом начале и какое — сейчас? Как выросла совокупная стоимость активов?
— Стоимость активов под управлением УК на конец марта текущего года — 57,3 млрд рублей, что в 41 раз больше, чем стоимость активов по состоянию на конец 2004-го (1,4 млрд рублей). Клиентская база выросла более чем в три раза: на конец 2016 года она составляла 735 клиентов.
— Как изменилась стратегия компании за это время? Что пользуется спросом у клиентов?
— После прошедших кризисов наша компания начала уделять основное внимание более надежным продуктам при сохранении оптимальной доходности. Спросом пользуются все продукты, нельзя выделить какой-то особенный. Например, наша линейка ПИФов может удовлетворить почти любые потребности клиентов: есть как валютные, так и рублевые. Из одних только ПИФов можно составить оптимальный портфель в зависимости от риск-профиля, то есть, ожидаемой доходности и готовности к риску. Почти то же самое и в доверительном управлении: есть несколько основных стратегий, предлагаемых клиенту.
— Возможно, все же у клиентов есть какой-то фаворит?
— Особенным спросом пользуется индивидуальная стратегия, когда клиент обозначает свои пожелания по доходности, сроку инвестирования, валюте, и компания подбирает оптимальные финансовые инструменты.
— Как изменились портрет клиента и структура спроса за это время?
— Клиенты стали более финансово грамотными, стали больше обращать внимание на валютные активы и зарубежные рынки. Они стали требовать больше аналитики и деталей, сами стараются разобраться во всех нюансах. Некоторые клиенты сами хотят принимать участие в управлении.
— Какую минимальную доходность хотели клиенты 20 лет назад, и какую — сейчас?
— Доходность на финансовом рынке сильно снизилась. Например, средняя ставка по депозитам в банках в апреле 2017 года опустилась до исторического минимума и достигла 7,8% годовых. Прежний минимум был в 2011 году, тогда она составляла 7,85%.
Также существенно снизилась доходность и на рынке облигаций и еврооблигаций. Соответственно, с некоторой задержкой снижается уровень минимальной доходности, которую ожидают клиенты.
— Какие события на рынке, в экономике и политике стимулируют приток инвесторов и инвестиций, а какие, наоборот, вызывают отток?
— Главный конкурент доверительному управлению на рынке — депозит в банке. Соответственно, чем ниже там ставки, тем охотнее клиенты рассматривают альтернативные варианты инвестиций, чтобы повысить доходность своих инвестиций. Среди альтернатив чаще всего они выбирают доверительное управление. Второй значимый фактор — курс рубля на валютном рынке. Чем выше ожидания по ослаблению рубля, тем больше спрос на валютные активы. Причем, как на российские, так и западные инструменты.
— Многие УК сейчас уходят в продажи онлайн для массового сегмента. Вы следуете за трендами?
— В УК «Ингосстрах Инвестиции» запущена онлайн-продажа индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) по трем стратегиям, готовится к запуску личный кабинет инвестора. Так что мы держим руку на пульсе и не собираемся сбавлять обороты. Мы смело идем вперед, постоянно предлагая новые продукты и способы продаж, максимально удобные и привычные для клиентов в цифровую эпоху.