Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды11 марта 2017 19:42

Эхо скандала в «Минуте славы»: «Прямого унижения танцора не было, но есть вопросы к хореографу»

Режиссер Андрей Афонин, давно работающий с артистами с инвалидностью, объясняет, в чем суть всей этой истории на Первом канале
Танец Евгения Смирнова заставил плакать многих зрителей в зале, но не произвел впечатления на судей - Ренату Литвинову и Владимира Познера

Танец Евгения Смирнова заставил плакать многих зрителей в зале, но не произвел впечатления на судей - Ренату Литвинову и Владимира Познера

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В некрасивой истории вокруг шоу «Минута славы» вроде бы поставлена точка: члены жюри Владимир Познер и Рената Литвинова публично извинились перед участником проекта, танцором Евгением Смирновым за чересчур резкую критику. На Первом провели разбор полетов: помимо экстренно отснятых извинений (Познер и танцор Смирнов пожали друг другу руки), был уволен один из продюсеров, в чьи задачи входил отсмотр готовой программы перед эфиром.

Инцидент исчерпан, но вопросы остались. Может ли человек с инвалидностью выступать на равных со здоровыми артистами? «Запрещенный» ли это прием, на чем настаивал Познер? Есть ли у зрителя шанс не заметить очевидную инвалидность артиста? Искусство ли это вообще?

Московский режиссер Андрей Афонин для себя ответил на эти вопросы давным-давно. Много лет он погружен в тему «особого искусства»: ставит спектакли, в которых играют артисты с инвалидностью (причем так, что о постановках всерьез пишут театральные критики), изучает мировой опыт. В его интегрированной театр-студии «Круг II» занимаются взрослые и дети с аутизмом, синдромом Дауна, умственной отсталостью и другими ментальными нарушениями. В 2014 году спектакль Андрея Афонина и его немецкого соратника Герда Хартмана «Отдаленная близость» стал лауреатом российской театральной премии «Золотая маска» в номинации «эксперимент».

- Андрей Борисович, то, что произошло с танцором Евгением Смирновым в шоу Первого канала, это действительно преступление против гуманизма со стороны Познера и Литвиновой?

- Я считаю, что искусство людей с инвалидностью – это особый вид искусства и оно должно оцениваться по высшему разряду. С определенными критериями, которые имеют отношение к искусству, а не к социальной проблематике. А если мы хоть как-то заподозрили, что в произведении есть социальная проблематика наряду с искусством, то, на мой взгляд, это не очень хорошее произведение.

На вкус и цвет товарища нет – если кому-то это нравится, ради Бога. Но ведь речь идет о том, что это смотрит вся страна и люди должны это оценивать… Почему мы отказываем членам жюри в праве иметь свою точку зрения? Им показали номер – они его так оценили. При том, что они старались быть максимально корректными в этой непростой для них ситуации. И даже неуклюжая попытка Ренаты Литвиновой «прикрыть» инвалидность – это, насколько я понимаю, попытка корректно (с ее точки зрения) корректно обозначить проблему. Другое дело, что она, как человек, привыкший эпатировать публику, все равно ее сэпатировала, выступила в своем жанре (Литвинова назвала участника шоу ампутантом и предложила ему пристегнуть вторую ногу. – Авт.).

Режиссер Андрей Афонин - слева на снимке. Фото: kroog2.ru

Режиссер Андрей Афонин - слева на снимке. Фото: kroog2.ru

- Артиста, пусть невольно, унизили? Познер сказал, что номер – «запрещенный прием»…

- На мой взгляд, прямого унижения не было. Танцор он успешный, знает себе цену и что делает. Ему сказали: «знаешь, мы прочли в этом номере не совсем то, что ты хотел сказать». Ну и хорошо. И другим это говорят - почему про них не поднимается буча?

Право человека с инвалидностью выступать на таком уровне автоматически дает ему право на ошибку. Право быть равноправным: не только выигрывать, но проигрывать. И в этом его человеческое достоинство, потому что он не обязан всегда выигрывать.

Рената Литвинова посоветовала одноногому участнику программы Евгению Смирнову, исполнившему танец, «пристегнуть» конечность, чтобы не эксплуатировать тему инвалидности

Рената Литвинова посоветовала одноногому участнику программы Евгению Смирнову, исполнившему танец, «пристегнуть» конечность, чтобы не эксплуатировать тему инвалидности

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Этот номер вам как зрителю понравился?

- У меня претензии к хореографу-постановщику. Я считаю, что он не на сто процентов точно сработал, чтобы вообще не возникло этой темы.

- Но вы допускаете, что, не имея ноги, можно поставить номер так, что этих претензий ни у вас, ни у Познера могло не быть?

- Я не только допускаю. Я знаю огромное количество таких номеров: целые спектакли, которые построены с людьми с отсутствием различных конечностей – рук, ног, кистей и т. д. Но ты не видишь, что они отсутствуют. Там не про это речь, а про искусство.

А когда я вижу, что человек, стоя на одной ноге, делает поддержку и, в общем-то, ему трудно держать равновесие, то как я могу этого не заметить? Если ему трудно держать равновесие, это проблема хореографа. Пусть не делает такую поддержку, а делает другую, в которой у меня не возникнет никакого подозрения, что человеку трудно это делать.

Насколько я знаю, весь этот танец сделан так, как он поставлен в клипе на эту песню (изначально танцор Смирнов и его партнерша снялись в клипе Максима Фадеева и Наргиз «Вдвоем», эта же композиция звучала и в «Минуте славы». – Авт.). И в клипе все сделано идеально, там не возникает вопросов. Там люди выполняют художественную задачу. И тоже видно, что человек без ноги, но это не является проблемой. Этот номер просто перенесли из клипа на сцену, и он потерялся. Вот и все. Это абсолютно художественная проблема. Ничего такого, что бедных инвалидов унижают, я не вижу. Наоборот, я считаю, что на Первом канале родился очень важный диалог – он показывает серьезность отношения к человеку с инвалидностью и к его творчеству.

Кадр из клипа «Вдвоём» на песню Наргиз Закировой и Макса Фадеева - там тоже снялся Евгений Смирнов.

Кадр из клипа «Вдвоём» на песню Наргиз Закировой и Макса Фадеева - там тоже снялся Евгений Смирнов.

- Как меняется в нашей стране отношение к инвалидам? Никак, недостаточно быстро, в ногу со всем миром?

- Я начал заниматься этой темой в 1989 году, когда тема инвалидов вообще не звучала. А сейчас мы говорим о том, художественно или нет выступление человека без ноги на Первом канале. Небо и земля, невозможно было такое представить! Конечно, мнение общества меняется. И, в частности, оттого, что появляется много социальных проектов в искусстве. В 2014-м мы получили «Золотую маску». И теперь каждый год в «Золотой маске» участвует тот или иной коллектив с актерами с инвалидностью в номинации «Эксперимент». Это поднимает уровень особого искусства, вносит его в общее пространство культуры. Это чрезвычайно важно. Сейчас мы живем в совершенном другом обществе, нежели 15 лет назад, когда об искусстве с участием людей с инвалидностью только начинали говорить. А теперь на уровне Министерства культуры, Департамента культуры Москвы и т. д. этот вопрос так или иначе поднимается. По всей стране идет очень большая волна. Правда, чем дальше от Москвы и Петербурга, тем меньше пока изменений, тем сложнее эту тему поднимать. Но я думаю, рано или поздно ситуация изменится.

Фрагмент театрализованного концерта «За ритмом» театра-студии «Круг II». Фото: kroog2.ru

Фрагмент театрализованного концерта «За ритмом» театра-студии «Круг II». Фото: kroog2.ru

Именно искусство доказывает, что человек с инвалидностью имеет право на продуцирование эстетических ценностей – самых главных ценностей культуры. Именно тогда, когда мы осознаем за человеком с инвалидностью право создания культурных ценностей, мы становимся обществом, которое может называться инклюзивным. То есть обществом, которое приняло человека с особенностями развития в свою культуру.

ОПРОС «КП»

Чтобы участвовать в опросе, нажмите на желтую кнопку «Start poll»

ИНТЕРВЬЮ

Танцор Евгений Смирнов из «Минуты славы»: Я не намерен уходить со сцены из-за высказываний глупых людей

Несмотря на критику со стороны Литвиновой и Познера, танцор, у которого нет ноги, намерен вновь удивлять зрителей (подробности)