Премия Рунета-2020
Барнаул
+12°
Boom metrics
Общество2 марта 2017 4:54

Алтайские школьники: Любовь к чтению нам привили родители

По мнению подростков, в последнее время книги их захватывают больше, чем занятия спортом
Экзамен по литературе в лучшем случае сдают 5% школьников

Экзамен по литературе в лучшем случае сдают 5% школьников

Фото: Ольга ВЕДЕРНИКОВА

Что читают современные школьники и сходятся ли их литературные интересы со школьной программой? Прививают или, наоборот, отталкивают от чтения гаджеты? Этим вопросам был посвящен круглый стол, проведенный "Комсомольской правдой" - Барнаул" совместно с АКИПКРО. На встрече присутствовали педагоги, библиотекари и сами школьники.

Корень проблемы – в системе образования?

С сожалением приходится констатировать, что сегодняшнее культурное пространство, построенное в виде видеоролика, клипа, где преобладает экшн, становится основным контентом восприятия. Это, конечно, накладывает отпечаток на вкусы детей. И литература, как строгий, уважаемый в свое время школьный предмет, сегодня свои позиции заметно сдала.

- В лучшем случае 5% школьников сдают по литературе экзамен. А если по этому предмету не нужно сдавать экзамен, то зачем тратить время, читать "Войну и мир", "Тихий Дон"? – поясняет вполне очевидную логику современных школьников Фарида Габдраупова, педагог барнаульской гимназии №85, председатель представительства "Союза российских писателей" в Алтайском крае. - Зато дети пишут итоговое сочинение. Я не хочу никого обидеть, но не написать его практически невозможно. Критерии там несложные: нужно привести пример из литературы. На мой взгляд, такой же критерий должен быть и в эссе по русскому языку, которое также пишут школьники. Дети должны знать хотя бы сюжет литературного произведения, имена главных героев и автора.

Вместе с тем педагог, как руководитель школьной литературной студии, все же отмечает, что ее подопечные даже стихи пишут и, конечно, читают. Да и целом, уверена Фарида Габдраупова, читающих детей гораздо больше, чем кажется. Просто не все говорят об этом, считая чтение делом личным.

- Другой вопрос - что и где они читают! Сейчас по большей части дети ориентированы на электронные носители, и это очень тревожно. Потому что с цензурой в интернете не все хорошо. И к тому же, в интернете в основном копирайт - люди перепечатывают книги, и получается фарш из текстов. И это уже не первоисточник, то, чем и ценна литература. Канонический текст переписать нельзя, - считает педагог.

Тревожна для Фариды Габдрауповой и другая тенденция: все чаще звучащие разговоры о том, что произведения Достоевского и других "сложных" для восприятия детей авторов нужно убрать из школьной программы. Учитель уверена, если школьник такие романы, повести и поэмы не прочтет в школе, то уже никогда к ним не обратится. В лучшем случае - посмотрит по этим произведениям фильм.

Фэнтези - на первом месте

А вот Ольга Рогожникова, заведующая отделом обслуживания АКДБ им. Н. Крупской так однозначно судить о ситуации с чтением детей не стала. Хотя и с существованием проблемы в целом, конечно, согласилась.

- Я могу сказать только о тех детях, которые приходят к нам. Это читающие дети, которых приводят читающие родители. И за год нашу библиотеку посещают около 60 тысяч детей до 14 лет, - говорит Ольга Викторовна. - И я скажу так: да, дети читают. Читают печатные книги, читают классику.

По мнению библиотекаря, сейчас наблюдается две тенденции: чтение делового характера и развлекательное чтение. Первая - литература в рамках разнообразных школьных программ, которые в барнаульских учебных заведениях разнятся. Вторая - для души.

- На первом месте – фэнтези – Гаглоев, Щерба, Емец, Хантер, Романова, Ливанов, Веркин и многие другие. Всегда востребован "Гарри Поттер". Пользуются популярность детские детективы, романы для девочек современных авторов. А из классики, которая есть у нас – Жюль Верн, Конан Дойль, Бредбери "Вино из одуванчиков", Булгаков, Линдгрен, - перечисляет Ольга Рогожникова. - Конечно, любовь к чтению может привить ребенку грамотный заинтересованный педагог. Но главное место, где ребенку прививается чтение - это семья.

Что читают подростки

Диалог взрослых о себе самих с интересом слушали и сами "виновники" встречи - барнаульские школьники. Эксперты спросили у подростков, какой должна быть книга, чтобы она затягивала.

- Интересной, атмосферной, - ответил Иван Милушкин.

- Герои не должны быть пустые, шаблонные, надуманные. И необязательно - фантастические, - добавила Марина Калиниченко.

- Я очень люблю "Мастера и Маргариту" Булгакова, перечитала уже три раза! С начала читала мамин экземпляр, потом скачала в электронном варианте, но все же купила себе свой экземпляр в хорошем твердом переплете и по-настоящему наслаждалась. У меня даже времени на учебу не хватает из-за чтения, затягивает… - говорит Валерия Колодина.

Ребята рассказали, что любовь к чтению им привили родители.

- С начала меня мама говорила: "Это почитай, это…" Но как-то не я не читала. А потом стала постарше, и самой захотелось почитать, - рассказала Марина.

- Меня заставляют читать сами книги. А любовь к чтению привили родители. Папа много читал и читает и дает книги мне. Раньше он очень часто покупал их в магазине, - вспоминает Иван.

Ребята уверены, читать сейчас модно, даже активные занятия спортом отходят на второй план. А вот ответить на вопрос, зачем нужно читать, затруднились.

- Я буду читать стихи своей жене, - заверил любитель поэзии Иван.

Кстати, любимый литературный герой молодого человека тоже, как выяснилось, благородный и романтичный Дубровский.

- А еще Мрак из "Трое из леса". Это из фантастики, - уточнил Иван Милушкин.

Мнение психолога

Чтение начинается с семьи

Своим профессиональным мнением о проблеме детского чтения поделилась на "круглом столе" и преподаватель факультета воспитания и социализации АКИПКРО, психолог Ирина Безгина, называющая и корнем проблемы, и единственным путем привлечения ребенка к чтению, семью.

- Сейчас многие родители хотят, как можно раньше научить ребятишек читать. Существует множество методик обучения чтению, но условно все их можно разделить на две группы: чтение по слогам и целыми словами. У них есть и плюсы, и минусы. Эти программы дают ребятишкам в специальных развивающих центрах. Но обучение дома будет эффективней, потому что главный авторитет для ребенка – родители, - уверена Ирина Константиновна.

Чтение "учит" ребенка не только грамотно говорить, но и писать. Это он будет делать автоматически, потому что когда-то ребенок прочитал слово в книге. Однако, оговаривается психолог, совершенно другой, во многом спорный вопрос, нужно ли вообще учить совсем кроху чтению. Ведь, научившись читать рано, ребенок будет только механически воспроизводить текст, не осмысляя его.

- Посмотрите, что происходит в школе на всем известной технике чтения. Родители переживают, хотят, чтобы их ребенок прочитал как можно больше слов. В итоге ребенок может нарастить скорость чтения, но осмысленности нет. Он не может рассказать о том, что прочитал, потому что он абсолютно ничего не понял, - отмечает Ирина Безгина.

Существует и другая противоречивая ситуация: изобилие школьных программ предполагают, что ребенок уже должен владеть навыками чтения к первому классу. Но, с другой стороны, ребенок, умеющий читать, приходит в школу и ему скучно, потому что он уже знает то, что проходят остальные.

- В конечном счете, появится ли у ребенка любовь к чтению, зависит от родителей, от того, какой пример они подадут ребенку. Он не будет читать, если видит, что мама и папа в руки книжку не берут. И пока ребенок читает не осознанно, читать нужно вместе с ним. А потом, уже повзрослевшего, подталкивать и направлять, говорить: это не только интересно, но и полезно, - резюмирует психолог.