Премия Рунета-2020
Барнаул
+2°
Boom metrics
Происшествия15 февраля 2017 10:03

Алтайский пилот: Рухнувший вертолет не входил в "штопор"

Константин Кизимов озвучил свои версии катастрофы на Телецком озере
"Робинсон" мог уйти в крутое снижение с одновременным вращением вокруг вертикальной оси

"Робинсон" мог уйти в крутое снижение с одновременным вращением вокруг вертикальной оси

Фото: Олег УКЛАДОВ

Следствие продолжает рассматривать три версии авиакатастрофы вертолета на Алтае. Это техническая неисправность, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия. Сейчас стало известно, что началась проверка топлива, которым был заправлен "Робинсон R66".

"Комсомольская правда" - Барнаул" тем временем пообщалась с опытным пилотом-инструктором Константином Кизимовым, сотрудником барнаульского филиала "Алтайавиалесоохраны". Он, кстати, был знаком с Дмитрием Ракитским, который управлял рухнувшим вертолетом. Константин Викторович озвучил свои версии катастрофы.

- Очевидец происшествия рассказал, что видел, как вертолет "штопором" входил в озеро…

- Такое понятие, как "штопор", к вертолету не применимо. Это чисто самолетный термин. Человек, который видел момент падения самолета, не пилот. И он применил слово "штопор" просто потому, что не владеет терминологией и ситуацией. Возможно, было крутое снижение с одновременным вращением вокруг вертикальной оси. Это похоже на "штопор", но не является им. Это крутая спираль. То есть интенсивное снижение по очень крутой траектории с одновременным вращением вокруг вертикальной оси.

- Из-за чего это может произойти?

- Возможно, из-за отказа рулевого винта или двигателя. Но, учитывая огромный опыт Дмитрия Ракитского, маловероятно, что он в этой ситуации растерялся бы. Человек налетал много часов, и он мог бы справиться с данной ситуацией. Там, я предполагаю, произошло стечение многих факторов.

- Каких именно?

- Во-первых, темное время суток. Вертолет не предназначен для полета по приборам. То есть он не может лететь ночью без наземных ориентиров. Пилот должен ориентироваться по каким-то огонькам, населенным пунктам и так далее.

Во-вторых, это плохие погодные условия. Достоверно не известно, но со слов очевидца, там был ветер такой силы, что поднимал на озере волну примерно два-три метра высотой. И вполне возможно, был не только сильный ветер, но еще и мокрый снег. И снег мог залепить переднее стекло. Конечно, температура в тот день была низкая. Но зимой наблюдается такое явление, когда у земли воздух холодный, 20-30 градусов, а поднимаешься на километр выше, и температура уже значительно выше. Поэтому мокрый снег вполне вероятен.

Я отмечу, что вертолет ветра не боится - это его стихия. Но он оказался в опасной аэродинамической трубе. Само озеро в том месте узкое, находится на высоте 350 метров над уровнем моря, а горы – на высоте порядка 1600-1700 метров. Узость, большой перепад высоты – вот и получилась труба, в которой дует очень сильный порывистый ветер.

- А может ли вертолет рухнуть из-за некачественного топлива?

- Да. Из-за плохого керосина может отказать двигатель. Но есть одно "но". При этом воздушное судно не падает камнем, а снижается с большой скоростью. Любой пилот знает, что делать в такой ситуации. Он выполняет ряд действий, чтобы плавно подвести судно к поверхности и дать людям шанс на спасение – чтобы они хотя бы успели выпрыгнуть. Это вполне контролируемое снижение. Учитывая опыт Ракитского, он смог бы справиться с такой ситуацией.

А очевидец говорит, что слышал очень сильный хлопок – удар о поверхность. И это не похоже на отказ двигателя.

- Как вы полагаете, почему найдено тело только одной пассажирки – супруги Дмитрия Ракитского Елены?

- Лично мое мнение - потому что от удара ее выкинуло через переднее стекло кабины. Я не могу это утверждать, но, скорее всего, она находилась на переднем левом сидении. Удар наверняка был по касательной, и при этом на очень большой скорости. Соответственно, ремень вырвало, и пассажирка вылетела. Пилот мог остаться на месте, потому что крепко держался за рычаги, а ей не за что было держаться. Остальные пассажиры находились сзади, и не могли вылететь – им мешали передние сидения. Вместе с пилотом они, скорее всего, остались в корпусе и затонули.

Я подчеркну что, все это мои гипотезы. Вообще, как правило, в авиации беда не приходит одна. Зачастую катастрофе способствует стечение нескольких обстоятельств. Могло произойти сразу и то, и это… Все собралось в кучу и сыграло злую роль.

Напомним, на борту разбившегося 12 февраля вертолета находилось пятеро человек - бизнесмен и бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных, трое представители московской компании Heli Club: Мария Козинцева (гендиректор), Дмитрий Ракитский (пилот) и его жена Елена Ракитская, а также московский парашютист Глеб Вореводин.

Важно!

Анатолий Банных не хотел продолжать полет

Сотрудник Алтайского биосферного заповедника Сергей Усик рассказал о том, что произошло в тот трагический вечер на кордоне Кокши. По его словам, некоторое время пилот и пассажиры вертолета находились на кордоне, пили чай, общались. Погода не улучшалась, однако одна из пассажирок настаивала на продолжении полета. Анатолий Банных был категорически против вылета, предлагал переночевать в Кокши, однако гостья продолжала настаивать, и пилот согласился лететь. Подробнее >>>

А в это время

Обломки обнаружил глубоководный аппарат FALKON во время поисковой операции на месте крушения вертолета "Robinson R66" в озере Телецкое. Об этом "Комсомольской правде" - Барнаул" сообщили собственные источники. Официально эта информация не подтверждается, потому что увиденные фрагменты не были подняты на поверхность, и достоверно сказать, что они принадлежат упавшему 12 февраля вертолету нельзя. Подробнее >>>

Читайте также: Почему тела утонувших в Телецком озере людей часто не находят