Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды14 февраля 2017 18:49

Сириец Чарли

Один из главных претендентов на победу на Берлинале – новый фильм Аки Каурисмяки «По другую сторону надежды», современная сказка о судьбе мигрантов в Европе
Кадр из фильма «По другую сторону надежды»

Кадр из фильма «По другую сторону надежды»

Программа Берлинского фестиваля, считающегося самым «политизированным», конечно, не могла обойтись без лошадиной дозы кинофильмов на тему миграции и болезненных изменений, претерпеваемых сегодня Европой по ее причине. Разумеется, кинохудожники, в чью задачу входит соединять, а не разъединять людей, не могут ни в своих произведениях, ни в своих высказываниях поддержать идею нового президента Америки о необходимости строительства стен между странами. Тем более в Берлине – городе, всего пару десятилетий назад избавившемся от подобной стены.

Финнский классик Аки Каурисмяки – вот уж кого не упрекнешь в конъюнктурности – обращался к теме миграции и в своем предыдущем шедевре, «Гавр», снятом 6 лет назад. В нем африканский подросток прибывал в указанный в названии французский портовый город в трюме корабля с надежной перебраться к семье в Англию. Жители рабочих кварталов Гавра - все, как один, за исключением одного отщепенца - стремились помочь, приютить, обогреть мальчишку, спрятать его от вездесущей полиции, норовившей отправить его назад, в Африку. В результате благородные клошары сбрасывались на нелегальную переброску мальчонки в Лондон.

«Чудеса не случаются в моем районе», - говорила одна из героинь «Гавра». Великий и невозмутимый утешитель Каурисмяки в этом свою публику всячески разубеждал. В новом фильме он, оставаясь верным и этому сюжету, и своему ненатужному, несентиментальному человеколюбию, настроен, как видно уже из названия - «По другую сторону надежды» - далеко не столь оптимистично.

Молодого сирийца из Алеппо, прибывшего в Финляндию тоже в трюме корабля, тоже, как могут, оберегают добрые хорошие люди – работники самого ужасного в стране ресторана и особенно его босс, выигравший эту комическую точку питания в казино. Не откажет в услуге и простой дальнобойщик, готовый бесплатно переправить в страну сестру маленького сирийца Халеда, чем-то похожего на Чарли Чаплина. Но система несправедлива, она заставляет вынужденных мигрантов годами томиться между небом и землей, она отправляет их в наручниках туда, где идет война, а на злых европейских улицах орудуют бритоголовые наци, путающие арабов с евреями. В Третьей мировой войне, разворачивающейся сейчас на наших глазах, арабам, намекает Каурисмяки, отведена трагическая роль евреев Второй мировой.

Новый фильм выдающегося финна - явно нелучший в его творчестве, но называть его самоповтором в сегодняшних обстоятельствах глупо и бесчеловечно. Как и «Гавр», это откровенная сказка, только, в отличие от предыдущего фильма, хэппи-эндом здесь даже не пахнет. Но надежда все равно где-то теплится, пусть и повернутая неведомой другой стороной. Чаплинский темперамент Каурисмяки никогда не позволит ему окончательно от нее отказаться.