Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды13 февраля 2017 14:20

Фантастические мужчины и женщины и где они обитают

Лучший фильм Берлинского фестиваля на сегодняшний день – «Фантастическая женщина» чилийца Себастьяна Лелио
Кадр из картины «Фантастическая женщина»

Кадр из картины «Фантастическая женщина»

Героиня картины – экс-мужчина, а ныне женщина, и вправду вполне себе фантастическая. Если не читать синопсиса, то, что она транссексуал (сыгранный реальным же транссексуалом, Даниэлой Вегой), понимаешь только когда тебе скажут об этом с экрана. Женщине – урожденной или ставшей ею в процессе непростых трансформаций – конечно, нужна любовь, и Марина обрела ее – увы, ненадолго. Когда у нее на руках умирает ее возрастной бойфренд, она сталкивается с тотальной враждебностью своего окружения – ее стыдятся, ей угрожают, у нее отбирают все, что связывало ее с близким человеком - в том числе их собаку. Ей запрещают приходить на похороны и проливать по нему слезы. Но женщиной Марина стала для того, чтобы быть сильнее мужчин, она справится с бесконечными унижениями, которые обрушиваются на ее голову, и не склонит ее, чем бы это ей ни грозило.

Картины Лелио, само собой, не могло бы существовать в природе, если бы до него не одно десятилетие эту «проблематику» не разрабатывал считавшийся в то время «анфан терриблем» испанец Педро Альмодовар. Лелио, переводя достойный его сюжет в поле мейнстрима, словно подхватывает эстафетную палочку из слабеющих рук маэстро и делает кино, которое можно назвать в большей степени фильмом Альмодовара, чем последние работы самого Альмодовара. При этом проживающий в Берлине чилиец (сопродюсером «Фантастической женщины» является Марен Аде, автор «Тони Эрдмана») нисколько не изменяет себе: его предыдущая картина, осыпанная призами Берлинского фестиваля, «Глория», тоже была о женщине, в «проблемном» возрасте 58 лет, ее одиночестве, ее гордости, ее сексуальной раскрепощенности, ее эмансипации, наконец. В его кино намного меньше стилизации, меньше юмора, почти напрочь отсутствует сентиментальность, больше дыхания жизни и биения реальности, в которой – нравится это кому-то или нет – появляются люди «третьего пола», достойные того, чтобы к ним относились по-человечески.

С фантастическими мужчинами в берлинской программе дело обстоит хуже, но и они тоже случаются. Например, "Мистер Лонг" полукультового японца Сабу. Наёмный убийца, стильный и немногословный, он может легко порешить ножом пару десятков бандитов, а может приготовить суп, которого нет в природе, и стать превосходным отцом постороннему ребёнку. Все зависит от обстоятельств, принимать которые, рекомендует фильм, нужно безучастно и отрешенно - как погоду или смену времен года.

Кадр из фильма "Мистер Лонг"

Кадр из фильма "Мистер Лонг"