Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics

Первый зампред Пенсионного фонда России Лилия Чижик: «Наши онлайн-услуги востребованы гражданами»

В последний год самые популярные сервисы Пенсионного фонда можно получить через Интернет
К 2018 году более 70% услуг Пенсионного фонда можно будет получить онлайн.

К 2018 году более 70% услуг Пенсионного фонда можно будет получить онлайн.

К 2018 году более 70% услуг Пенсионного фонда можно будет получить онлайн.

В ПФР активно развивают это направление. И теперь как будущие, так и нынешние пенсионеры могут воспользоваться многими удаленными сервисами – в любое удобное время и без очередей. О том, что сейчас можно сделать онлайн, зачем это нужно ПФР и что планируется в будущем, «Комсомолка» поговорила с первым зампредом Пенсионного фонда России Лилией Чижик.

«СЕРВИСАМИ МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ХОТЬ НОЧЬЮ»

- Лилия Ивановна, зачем ПФР в принципе начал развивать электронные услуги?

- В первую очередь из-за того, что это востребовано обществом. Страна стала другой. 80% взрослого населения обращаются в Интернет. Общение в онлайн-пространстве стало привычным и необходимым. Но чтобы удовлетворить этот спрос, нужно было пройти долгий путь. Нужно было внести изменения в законодательную базу, подготовить технологии…

- То есть это не просто так, захотели и сделали онлайн-сервисы?

- Нет, конечно. Нужно было для начала создать внутри нашей собственной системы полностью электронный процесс. Было бы смешно, если бы мы принимали электронные заявления, а внутри все делали на бумаге. И наконец, надо было установить онлайн-взаимодействие с другими организациями (загсами, соцзащитой, МСЭ, например), чтобы мы могли у них запросить документы и не требовать их от граждан. Большой плюс для граждан - электронными сервисами можно пользоваться в любое удобное время (хоть ночью).

- Когда появились первые сервисы?

- На сайте ПФР они появились в 2014 году. Тогда можно было запросить выписку из лицевого счета и ознакомиться с пенсионными правами. Но этот год стал абсолютно прорывным по увеличению количества введенных сервисов для граждан.

- Как вы отбирали, какие запускать в первую очередь, а какие – во вторую?

- Проанализировали все услуги, которые мы оказываем. И выявили те, которые наиболее востребованы населением. И в отношении этих услуг мы стали делать электронные сервисы. Безусловно, самыми востребованными сервисами являются подача заявления на назначение пенсии и подача заявления на изменение способа доставки пенсии. - Какие еще сервисы пользуются наибольшей популярностью?

Оказалось, что сервис по изменению способа доставки пенсий (им пользуются только пенсионеры) – даже больше востребован.

- Они, наверное, внуков просят…

- Возможно. Плюс мы активно используем институт консультантов. В наших клиентских службах есть администраторы. Ставим гостевые компьютеры, которыми люди могут воспользоваться. Плюс обучаем пенсионеров компьютерной грамотности. В прошлом году курсы повышения компьютерной грамотности прошли около 100 тыс. пенсионеров. Даже сделали самоучитель «Азбука Интернета».

Но важный нюанс – сначала нужно быть зарегистрированным в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В ней гражданин идентифицирован по СНИЛС и паролю, который он получает либо лично, либо заказным письмом.

ВЕСЬ ТРУДОВОЙ СТАЖ – УЖЕ ПОСЧИТАН

- Вы сказали, что обратиться за пенсией сейчас тоже можно удаленно? То есть, сейчас не надо собирать справки, запрашивать из архивов документы?

- Именно так в большинстве случаев. Заблаговременно нужно запросить выписку из лицевого счета, чтобы еще раз перепроверить. Если человек видит расхождения с трудовой книжкой или есть периоды, которые не учтены на его счете, обратиться к нам, и до выхода на пенсию, внести необходимые изменения, которые в будущем повлияют на размер пенсии.

- А есть ли разница, если это пенсия по инвалидности?

Разницы нет. Более того, для инвалидов дистанционное обслуживание более удобно. Для подтверждения статуса инвалида Пенсионный фонд сам запрашивает справку в органах МСЭ, с которыми у нас тоже налажено взаимодействие в электронном виде.

- Если человек видит неточности в той информации, которая есть в индивидуальном лицевом счете, то что он должен в первую очередь сделать? Каков алгоритм действий?

- Если это неточности конкретного работодателя, в первую очередь, надо обратиться к нему. Если этого работодателя уже нет или человек находится в другом городе, то запрос в архивы можем сделать мы. Наши терорганы всегда оказывают помощь человеку.

Другое дело, если у человека есть запись в трудовой книжке, а работодатель, к примеру, не начислял страховые взносы. Это раньше в трудовой книжке можно было иметь «липовые» записи, с 2002 года важно своевременное представление сведений о начисленных взносах работодателей за указанные периоды о стаже.

- Каким образом можно увеличить будущую пенсию?

- Во-первых, нужно работать с белой зарплатой, на которую начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. Во-вторых, можно отсрочить дату выхода на пенсию. Если обратиться за ней на пять лет позже установленного возраста выхода на пенсию, то пенсия будет больше в полтора раза. И в-третьих, стаж должен быть как можно больше. Тогда будет большой период, в течение которого суммировались баллы.

Во многих отделениях ПФР пенсионеры могут пройти бесплатные курсы компьютерной грамотности.

Во многих отделениях ПФР пенсионеры могут пройти бесплатные курсы компьютерной грамотности.

Во многих отделениях ПФР пенсионеры могут пройти бесплатные курсы компьютерной грамотности.

МЕНЬШЕ ОЧЕРЕДЕЙ, БОЛЬШЕ УДОБСТВА

- Какие еще удаленные сервисы планируете ввести?

- В первую очередь мы внедрили сервисы, которые наиболее востребованы: назначение пенсии, доставка пенсии, извещение о состоянии лицевого счета, выдача сертификата на материнский капитал, распоряжение материнским капиталом по основным направлениям его использования. Сейчас продолжаем эту работу. Ввели обращение за ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ) и НСУ, возможность получения справки о размере пенсии. Для «северян» стал доступен сервис подачи заявления на выплату компенсации за проезд к месту отдыха и обратно. Дальше планируем предусмотреть возможность обращения за перерасчетом пенсии и компенсационной выплатой по уходу за инвалидом . Но это уже немногочисленные категории.

- Основная цель какая?

- Мы планируем максимально уменьшить количество посещений территориальных органов ПФР. В некоторых случаях, чтобы подать заявление, нужно приходить в офис и представлять документы личного хранения (договор купли-продажи и др.). Но, например, выдача сертификата на маткапитал в скором будущем будет в электронном виде. Мама обратится в ПФР, мы все необходимые проверки осуществим сами, а дальше решение о выдаче в электронной форме направим ей вместе с электронным сертификатом. Приходить в офис для получения бумаги не потребуется. Тем более что предъявление сертификата на материнский капитал требуется при обращении в ПФР – а у нас вся информация и так имеется.

- Если все-таки посещать территориальный орган ПФР требуется, нужно обращаться только по прописке или можно в ближайший территориальный орган?

- У нас федеральные базы персонифицированного учета, пенсионеров, льготников, владельцев сертификатов на маткапитал. Это позволяет гражданину, где бы он ни был, обратиться за услугой. Мы всегда можем идентифицировать, что за назначением пенсии или другой выплаты обращается именно этот гражданин и в первый раз. Раньше мы вынуждены были проверять, делая запросы в другой регион. Сейчас доступ к федеральным базам имеют все органы ПФР. Поэтому мы переходим на оказание госуслуг по экстерриториальному принципу, т. е. не по прописке.

- Если человек прописан во Владивостоке, а живет в Москве, то может в столице и обратиться – например, за тем же маткапиталом…

- Да, это возможно.

- Как введение сервисов повлияло на работу территориальных органов фонда?

- Частично разгрузились клиентские службы. Мы помним, что указ президента допускает максимальное время ожидания в очереди не более 15 минут. Введение электронных сервисов очень хорошо помогает решать эту задачу. Сейчас, если человеку нужна та или иная госуслуга, которую оказывает ПФР, перед визитом в клиентскую службу он сначала обращается на сайт Фонда - с большой долей вероятности он решает вопрос, не выходя из дома. Через личный кабинет можно подать заявление на назначение пенсии, ряда социальных выплат, изменить способ доставки пенсии, оформить материнский капитал, проверить свой стаж и количество баллов, рассчитать будущую пенсию и многое другое - всего свыше 30 государственных услуг. Все они объединены на сайте Пенсионного фонда es.pfrf.ru. Возможность обращения в электронном виде к 2018 году должна достигнуть 70% из всех предоставляемых услуг.

- Но для этого не менее 70% граждан должны быть зарегистрированы на портале госуслуг…

- Именно так. И наши территориальные органы имеют право регистрировать или подтверждать учетную запись в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации). Поэтому количество пользователей этих услуг растет. Мы агитируем граждан регистрироваться на ЕПГУ – сейчас на портале госуслуг зарегистрировано почти 30 млн человек. Они являются пользователями услуг в электронном виде. Нужно и дальше увеличивать число таких граждан. Это общая задача для всех госорганов.

- Чем еще собираетесь облегчить жизнь нынешних и будущих пенсионеров и других клиентов ПФР?

- Сейчас у нас заключены соглашения с крупными работодателями. Кадровые службы этих организаций могут направлять заявление гражданина и необходимые документы для назначения пенсии в ПФР. В некоторых регионах доля таких заявлений, направленных от работодателей, составляет 70%. Это удобно и компании: не надо отпускать человека, чтобы он мог подать заявление о назначении пенсии, и работнику – не надо никуда ходить, тратить силы и время.

- Весной у ПФР появилось мобильное приложение. Расскажите подробнее о его функциях.

- Мобильное приложение – это по сути личный кабинет гражданина только в смартфоне. Услуги так же разделены на две категории «с регистрацией» и «без регистрации». Процедура входа в личный кабинет ничем не отличается от десктопной версии. Это очень удобно, когда под рукой нет компьютера, а смартфон у вас в кармане. Можно быстро записаться на прием или заказать справки. А с регистрацией можно наблюдать состояние своего индивидуального лицевого счета. Родителям доступны сервисы информирования о материнском капитале.

- С 1 января этого года Пенсионный фонд России стал администратором Федерального реестра инвалидов. Что это такое?

- В 2017 году ПФР запустил масштабный проект - Федеральный реестр инвалидов (ФРИ). Это единая база данных для всех ведомств и организаций, которые занимаются вопросами реабилитации инвалидов, а также для самих граждан. В рамках проекта человеку доступен личный кабинет инвалида. В нём можно получить информацию о группе и сроке инвалидности, индивидуальной программе реабилитации, ее исполнении, услугах и др. В личном кабинете можно узнать о размере и виде назначенной пенсии, а также обо всех соцвыплатах, установленных по линии ПФР. Если гражданин только получил статус инвалида, через личный кабинет он сможет направить заявления в ПФР на установление пенсии и ежемесячной денежной выплаты. Доступ осуществляется через учетную запись на едином портале госуслуг. Полный перечень всех льгот и услуг, положенных конкретному гражданину с инвалидностью на федеральном и региональном уровнях, появится в личном кабинете к концу 2018 года.

- Как еще планируете совершенствовать эту систему?

- Запланирован целый ряд важных задач. Расширим нормативно-правовую базу. Это позволит оказывать инвалидам государственные и муниципальные услуги на основании сведений из ФГИС ФРИ без запроса у других ведомств и самих инвалидов дублирующих документов и сведений. Сейчас к системе подключаются все заинтересованные ведомства, в том числе на уровне субъектов РФ. Информационный обмен будет производиться через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Также идет работа по сверке информации и загрузке сведений от органов субъектов РФ, оказывающих услуги инвалидам.

С 2018 года реестр инвалидов будет наполняться сведениями об исполнении индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов). Ее будут подавать органы власти субъектов РФ, а также иные организации, оказывающие услуги инвалидам.

- Как инвалиду можно воспользоваться системой?

- Создан Личный кабинет, в котором гражданин, признанный инвалидом, может получить всю информацию: об инвалидности, о рекомендованных и исполненных мероприятиях реабилитации и абилитации, положенных и предоставленных услугах и выплатах, а также обратиться за предоставлением услуг в электронном виде. Для входа нужно зарегистрироваться на портале госуслуг (gosuslugi.ru), подтвердить свою учетную запись. На сайте нужно зайти в свой личный кабинет с логином и паролем портала Госуслуг.

- Помимо создания и администрирования ФРИ, ПФР готовится к запуску системы социального обеспечения, так называемого ЕГИССО. Что это такое?

- Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) позволяет получать гражданам и органам власти актуальную информацию о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней. Причем как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране.

Это повысит эффективность госуправления в области социальной помощи, повысит уровень информированности граждан о своих правах и снизит их физические и временные затраты при получении тех или иных мер поддержки. Одна из задач системы - сделать так, чтобы помощь предоставлялась адресно и тем, кто действительно в ней нуждается. Это поможет прогнозировать расходы бюджетов в части выполнения социальных обязательств государства.