Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Общество19 июля 2016 22:00

Федор Конюхов: Если упаду в океан, бесплатно спасать меня никто не будет

Отважный путешественник отправился в полет вокруг Земли на воздушном шаре [инфографика, видео]
Федор Конюхов перед стартом. Смельчак надеется на технологии, точный расчет, свой опыт и молитву. Фото: Предоставлено ГК «Мортон»

Федор Конюхов перед стартом. Смельчак надеется на технологии, точный расчет, свой опыт и молитву. Фото: Предоставлено ГК «Мортон»

Федор Конюхов на самом большом в мире воздушном шаре «Мортон» пролетает над Атлантикой. Путешественник уже пронесся над Австралией, Тихим океаном и Южной Америкой. Совсем скоро россиянин приблизится к берегам Африки

«Соседи» - самолеты

Путешественнику удалось без происшествий пересечь один из самых опасных отрезков пути - воздушное пространство Австралии. И если в первые сутки его шар пролетал над пустынной частью континента, то дальше Федора Конюхова поджидали «соседи» - пассажирские самолеты, ведь он вошел в зону очень плотного авиационного движения над Сиднеем, Мельбурном и Бризбеном. Центру управления его полетом пришлось постоянно быть на связи с авиадиспетчерами, чтобы уточнять воздушные коридоры для безопасного пролета шара. А пассажиры самолетов в этот день смогли наблюдать в иллюминаторах невероятное зрелище - серебристый воздушный шар, который проплывал в воздухе.

По словам Федора Конюхова, который регулярно выходит по спутниковому телефону на связь из кабины своего шара, полет проходит нормально, а новые впечатления оправдывают весь риск:

- Первые 24 часа были, конечно, не самыми простыми - мне пришлось отработать в реальности все то, что на земле мы обсуждали в теории, - рассказал Федор Филиппович. - Горелки, набор высоты и удержание курса - все это было впервые на этом аэростате. Я летал в России на тепловом шаре, но это другое. Поспал часа три, чай пил, поел кашу и йогурт.

Высота шара - 56 метров, стартовый вес - 10 тонн. Фото: Предоставлено ГК «Мортон»

Высота шара - 56 метров, стартовый вес - 10 тонн. Фото: Предоставлено ГК «Мортон»

20 лет подготовки

Чуть позже российский путешественник рассказал о том, как проходит его полет ночью:

- Я привыкаю, адаптируюсь. Уже выходил из гондолы и чистил горелки - это ежевечерняя процедура. Днем я практически не использую пропан, иду на гелии (газ нагревается от солнечных лучей. - Ред.). Температура за бортом кабины пока не такая низкая, минус 16 - 20 градусов, но на горелках образуется наледь. У таких выходов есть и хорошая сторона: здесь удивительно красивое небо, звезды, и Земля с такой высоты прекрасна. В эти минуты мне очень спокойно. Такую картину я представлял себе давно, 20 лет назад, когда впервые задумал облететь Землю на воздушном шаре.

Средняя скорость ветра выросла до 100 километров в час - это дает Федору Конюхову надежду все-таки установить мировой рекорд. Но не позволяет расслабиться: решения нужно принимать очень быстро. Сейчас вся ответственность за перелет лежит на нем. И это не только осуществление мечты, но и серьезные деньги. Об этом Федор Филиппович рассказал «Комсомолке» еще на земле перед стартом с летного поля австралийского города Нортхэм:

- Я же шел к этой мечте давно. Вот люди часто говорят, что Конюхов ни с того ни с cего идет на Эверест или поднимается на воздушном шаре. Но я начал следить за Ричардом Брэнсоном и Стивом Фоссетом (знаменитыми путешественниками, которые предпринимали несколько попыток кругосветного перелета. У Фоссета получилось с шестого раза. - Ред.) с 1993 года. У меня есть дневник, в который я вклеивал вырезки из газет, кстати, из «Комсомолки» их много: ваша газета тогда об этих путешествиях на воздушном шаре подробно писала. И я стал тренироваться. Сначала в России с нашими воздухоплавателями. А когда в 2002 году у Фоссета получилось облететь Землю, я начал готовиться к осуществлению своей мечты.

Так выглядит в полете Конюхов: он дышит кислородом через маску, очки защищают его глаза от ярких лучей солнца, а наушники обеспечивают постоянную связь с центром управления полетом. Фото: Предоставлено ГК «Мортон»

Так выглядит в полете Конюхов: он дышит кислородом через маску, очки защищают его глаза от ярких лучей солнца, а наушники обеспечивают постоянную связь с центром управления полетом. Фото: Предоставлено ГК «Мортон»

Рискует жизнью и $2 млн.

- Над вашим перелетом два года работала большая команда. Но ответственность за его успех на вас?

- Тут все сложно. Метеосводку нам дает Брюссель - их метеорологи наняты, оплачены и отвечают за точность прогнозов. Английская фирма Cameron Baloon готовит и надувает шар. Они отвечают за его запуск: если английские специалисты не учтут все условия и шар сразу упадет, то платить за подготовку экспедиции будут они. А вот когда я поднимусь в воздух - тогда ответственность за перелет переходит ко мне. Метеорологи из Брюсселя будут давать мне сведения, на каких эшелонах идти. В моем воздушном шаре, как на самолете, есть «черный ящик», который пишет все переговоры, хочу я или нет. Мне будут говорить: надо идти на пяти тысячах метров, а я хочу на пяти с половиной, и со мной согласятся - ведь я принимаю решения. Но если что-нибудь случится, тогда вся ответственность ложится на меня. Мой кругосветный перелет застрахован на два миллиона долларов. Если я, не дай бог, упаду в океан - выйдут спасатели, а им надо платить. Нет спасения без вознаграждения. И платить им придется из этих двух миллионов долларов страховки. Упаду в центре Австралии - два миллиона. В горах Чили - два миллиона. Так что я рискую не только жизнью, но и деньгами.

- Но вы готовы рисковать?

- Мне нужно пролететь 35 тысяч километров за 14 - 15 дней. Баллонов с пропаном я беру максимум на 18 дней. Если меня отнесет ближе к Антарктиде, где полярная ночь, большой мороз и всего шесть часов светового дня, придется лететь за счет пропана. И газ может закончиться раньше. Расчет у меня - два баллона в день, а если два с половиной? Не хватит, чтобы облететь Землю. А если я полечу ближе к экватору, там больше солнца, которое будет нагревать гелий, - это хорошо. Но там грозы и облака, которые создают турбулентность и могут поднять шар на 17 тысяч метров. Я буду весь полет дышать кислородом, и выше 11 километров мне подниматься нельзя, говоря по-простому, кровь закипит. У меня должен быть нужный коридор - если смогу удержаться в нем, как наметили на земле, то все получится!

Совсем скоро россиянин приблизится к берегам Африки.

Совсем скоро россиянин приблизится к берегам Африки.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Следить за кругосветным перелетом можно в реальном времени на сайте www.flyfedor.ru