Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество1 июля 2016 8:03

Все люди-унитазы. Такими их видит Художник

Наш корреспондент так впечатлилась выставкой современного искусства, что решила прямо из зала музея написать о ней своему коллеге
Унитаз - это мы с вами, а фрукты - это ценности, которыми мы пренебрегаем и как будто смываем в канализацию

Унитаз - это мы с вами, а фрукты - это ценности, которыми мы пренебрегаем и как будто смываем в канализацию

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

Пишу тебе, Павел Клоков, из музея современного искусства «Гараж», что в Парке Горького. Помнится, Паша, ты был шокирован работой «Петух» художника-авангардиста Михаила Ларионова. Показалась она тебе простоватой, что ли...

Вот что я тебе скажу, дорогой друг, «Петух» - это классика по сравнению с экспонатами в галерее «Гараж».

Ныне там показывают «Маленький топор» европейского художника Урса Фишера.

- Осторожней ходите, - просит меня билетер на входе, - фигурки такие мелкие!

Действительно, на полу хаотично расставлены маленькие фигурки, размерами со стакан: восковой кусок сыра с воткнутой в него свечой, мышь за роялем, дерево с птицами, нарезанная голова, улитка, ползущая по хромированному шлему, другая улитка ползет по голой женщине. В конце зала установлена неожиданно композиция в человеческий рост - две в креслах восковые фигуры, а в голове у каждой горит свеча. Расплавленный воск стекает по плечам и груди персонажей.

Во втором зале тоже есть на что посмотреть. На стенах - четыре огромных полотна. Издалека выглядят как холст, работа маслом

Во втором зале тоже есть на что посмотреть. На стенах - четыре огромных полотна. Издалека выглядят как холст, работа маслом

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

- Это кто? - спрашиваю я местного экскурсовода Германа.

- Супруги Бруно и Йойо - коллекционеры, большие почитатели творчества Фишера, его близкие друзья, - с гордостью отвечает мне Герман.

- И за это художник решил выжечь им мозг? - спрашиваю и чувствую, что вся эта выставка начинает меня раздражать.

- Ну можно сказать и так, - пожимает плечами Герман.

Фишкой моего знакомства с творчеством Фишера стал белый унитаз, доверху набитый фруктами. Я потрогала инсталляцию - толчок настоящий, фрукты тоже. Виноград, яблоки, груши, бананы, сверху все приправлено клубничкой.

- Зачем, - говорю, - продукт поместили в толчок?

- Он художник, он так видит, - прозвучал ответ.

Долго пыталась я постичь смысл сего творения. И так обходила унитаз, и эдак. Конец моим мучениям положила детская экскурсия.

Школьников начальных классов подвели к унитазу и спросили:

- Ребята, знаете ли вы что это?

- Знаем, - закричали вразнобой ребятишки, - это унитаз!

А один мальчик зачем-то добавил: «А мне банан в унитаз пихать мама не разрешает. Говорит, что будет засор и кирдык».

- Правильно, дети, - воскликнула экскурсовод и дальше, по-моему, ее понесло. - Эта инсталляция означает наше современное общество. Унитаз - это мы с вами (в этот момент дети оценивающе посмотрели друг на друга), а фрукты - это ценности, которыми мы пренебрегаем и как будто смываем в канализацию.

Но последнюю фразу подопечные не услышали, им было совершенно не интересно. Инсталляция, общество, ценности... О чем вообще речь?

Признаться, художественная ценность сего творения так и осталась для меня тайной.

Во втором зале тоже есть на что посмотреть. На стенах - четыре огромных полотна. Издалека выглядят как холст, работа маслом.

Наш корреспондент впечатлилась выставкой современного искусства

Наш корреспондент впечатлилась выставкой современного искусства

Фото: Наталья ВАРСЕГОВА

Что изображено? А Фишер его знает!

Размытые мазки по всем полотнам - и все. На одной картине в углу, правда, листья пальмы выглядывают на фоне голубого неба.

Сюрприз ожидал меня, когда я подошла к картинам поближе. Художник всех обманул. Это не холст, это обычный принт, изображение, обработанное в компьютерной программе и отпечатанное на принтере.

- Вы правы, - подтвердил мои догадки Герман. - Фишер просто взял какую-то открытку в электронном виде, размыл ее в фотошопе и отпечатал.

- Но зачем?

- Он художник...

- Не надо мне втирать про то, что он так видит!

- Хорошо. Он художник, он любит шутить над людьми.

Напоследок скажу, что за эти шуточки я заплатила 400 рублей (такова стоимость входа).

В общем, Паша, если хочешь сполна ощутить, что такое современное искусство, то добро пожаловать в «Гараж».

С приветом и верой в твой незамутненный взгляд, Наталья.

РЕПОРТАЖ ПАВЛА КЛОКОВА

В Москве очередь на выставку Кандинского растянулась на несколько сотен метров

По-моему, москвичи вновь показали себя с положительной стороны. Не так давно все газеты трубили про выставку Серова, которую жители белокаменной брали штурмом. Причем не образно, а буквально. Снесли входную дверь и с победными криками ломанулись к прекрасному. На этот раз Третьяковская галерея на Крымском валу устояла, однако очередь в музей была такой же возмутительно длинной. И это при том, что в центре столицы поливал дождь! Диванные критики наверняка сейчас напишут свои едкие комментарии по поводу того, какие москвичи халявщики. Ибо вход на проект «Ночь с Кандинским» был совершенно бесплатным (в рамках ежегодной акции «Ночь в музее»). Но лично у меня такого впечатления не сложилось. Более того, некоторые люди, стоявшие в очереди, даже не подозревали о том, что им не придется покупать билеты (подробности)